Факты и гипотезы о взаимосвязи самооценки и структурных особенностей личности

Психология » Теоретико-эмпирический анализ взаимосвязи самооценочно-волевых характеристик и структурных особенностей личности студента » Факты и гипотезы о взаимосвязи самооценки и структурных особенностей личности

Страница 1

Черты личности и самооценка, как элемент самосознания, являются одними из важнейших личностных образований. Согласно структурно-динамической модели самооценки А.В. Захаровой «самооценка включена во множество связей и отношений с другими психическими образованиями, взаимодействие с которыми носит диалектический характер: будучи обусловленной ими, самооценка в то же время сама выступает важнейшей детерминантой их дальнейшего развития» [28]. По мнению Б.Г. Ананьева, И.С. Кона, В.В. Столина, Е.В. Шороховой и др., самооценка отражает качественное своеобразие личности и характер ее взаимодействия с другими людьми [4; 45; 100; 118]. В частности, от индивидуальных различий зависит уровень осознанности и обобщенности самооценки.

О необходимости комплексного исследования индивидуальности, выявлении связей между одноуровневыми свойствами (принадлежащими к одному уровню индивидуальности) и между разноуровневыми свойствами писали Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин, Т.Ф. Базылевич и др. [8; 64]. В этой связи изучение психологических особенностей самосознания является центральной и сложной задачей психологической науки. Одним из направлений исследований в этой области являются попытки изучения связей личностных черт и особенностей самооценки.

Прежде всего, необходимо отметить, что большое значение в процессе самооценивания отводится такому свойству как рефлексивность [19; 39; 67]. Именно рефлексия по Л.С. Выготскому, позволяет человеку наблюдать себя со стороны собственных чувств, внутренне дифференцировать «я» действующее, рассуждающее и оценивающее [19]. Рефлексия, как отмечает Х. Хекхаузен, наделяет самосознание обратной связью, благодаря которой человек может «оценивать намеченную цель с точки зрения перспектив успеха, корректировать ее с учетом различных норм, чувствовать себя ответственным за возможные результаты, продумывать их последствия для себя и окружающих…» [108, т. 1 с.13]. Рефлексивность при самооценке, также как и способность к осознанию ее средств, является показателем достаточно высокого уровня ее развития [31]. Именно с рефлексией наиболее тесно связано произвольное управление собственным поведением.

Большое количество исследований посвящено изучению связи уровня самооценки и уровня тревожности [10; 14; 64; 88]. Существуют данные о корреляции определенных показателей самооценки с тревожностью как чертой личности. Принято считать, что высокий уровень самооценки связан с относительно низким уровнем тревожности, и наоборот. Увеличение индекса тревоги регистрируется также при неустойчивой самооценке [88].

В работе Л. Липситт было установлено, что по уровню теревожности дети с низкой самооценкой значительно превосходят детей с более позитивной Я-концепцией. Изучая студенток колледжа, Дж. Митчелл приходит к выводу, что, чем выше самооценка, тем ниже уровень тревожности [86].

Р. Бернс выделил два важных межличностных фактора тревожности: низкую самооценку и расхождения между самооценкой и субъективно воспринимаемой оценкой других. Низкая самооценка, по всей вероятности, обусловлена сомнениями в собственной способности эффективно взаимодействовать с другими людьми. Расхождения между субъективно воспринимаемой оценкой других и самооценкой вызывают у человека ощущение тревоги и неуверенности вследствие потенциальной противоречивости самооценки или предполагаемой потери уважения со стороны значимых других [10, с. 244].

Опираясь на исследования по соотношению уровня притязаний и самооценки, Л.В. Бороздина и Е.А. Залученова прояснили в своей работе отношения в триаде личностных образований: самооценка, уровень притязаний и уровень личностной тревожности [14]. Согласно полученным результатам при расхождении уровней самооценки и притязаний происходит увеличение индекса тревожности. «Снижение самооценки может и не давать аккомпанемента в эмоциональной сфере в виде роста тревоги, если оно не сопровождается дивергенцией в области притязаний, то есть в сфере выбора целей» [14, с. 112].

Проблеме связи уровня самооценки и личностных черт подростков значительное внимание уделялось в работе С. Куперсмита «Предпосылки самооценки». Согласно его данным, дети с высокой самооценкой самостоятельны, коммуникабельны, независимы, убеждены в успехе своей деятельности. Таким образом, наибольшее внимание исследователи уделяют изучению влияния уровня самооценки на поведение и деятельность человека. В частности, утверждается, что люди с низкой самооценкой работают менее эффективно в стрессовых ситуациях; при неудачах они не реализуют свои силы в полной мере, часто испытывают затруднения в межличностных контактах [86].

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Психологическая характеристика педагогической деятельности
В изучении психологии педагогической деятельности можно выделить ряд проблем отображенных в приложении А. Среди важнейших из них можно выделить следующие: 1. Проблема творческого потенциала педагога и возможностей преодоления им педагоги ...

Причины и процесс развития агрессивности
Исследованию агрессивности и агрессивного поведения уделяется значительное внимание во всех основных психологических направлениях. В отечественной психологии агрессивный подросток рассматривается как, прежде всего, обычный ребенок. Черты ...

Характер и черты личности
Характер проявляется не только отношением к другим людям, но и к самому себе. Каждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта