Факты и гипотезы о взаимосвязи самооценки и структурных особенностей личности

Психология » Теоретико-эмпирический анализ взаимосвязи самооценочно-волевых характеристик и структурных особенностей личности студента » Факты и гипотезы о взаимосвязи самооценки и структурных особенностей личности

Страница 1

Черты личности и самооценка, как элемент самосознания, являются одними из важнейших личностных образований. Согласно структурно-динамической модели самооценки А.В. Захаровой «самооценка включена во множество связей и отношений с другими психическими образованиями, взаимодействие с которыми носит диалектический характер: будучи обусловленной ими, самооценка в то же время сама выступает важнейшей детерминантой их дальнейшего развития» [28]. По мнению Б.Г. Ананьева, И.С. Кона, В.В. Столина, Е.В. Шороховой и др., самооценка отражает качественное своеобразие личности и характер ее взаимодействия с другими людьми [4; 45; 100; 118]. В частности, от индивидуальных различий зависит уровень осознанности и обобщенности самооценки.

О необходимости комплексного исследования индивидуальности, выявлении связей между одноуровневыми свойствами (принадлежащими к одному уровню индивидуальности) и между разноуровневыми свойствами писали Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин, Т.Ф. Базылевич и др. [8; 64]. В этой связи изучение психологических особенностей самосознания является центральной и сложной задачей психологической науки. Одним из направлений исследований в этой области являются попытки изучения связей личностных черт и особенностей самооценки.

Прежде всего, необходимо отметить, что большое значение в процессе самооценивания отводится такому свойству как рефлексивность [19; 39; 67]. Именно рефлексия по Л.С. Выготскому, позволяет человеку наблюдать себя со стороны собственных чувств, внутренне дифференцировать «я» действующее, рассуждающее и оценивающее [19]. Рефлексия, как отмечает Х. Хекхаузен, наделяет самосознание обратной связью, благодаря которой человек может «оценивать намеченную цель с точки зрения перспектив успеха, корректировать ее с учетом различных норм, чувствовать себя ответственным за возможные результаты, продумывать их последствия для себя и окружающих…» [108, т. 1 с.13]. Рефлексивность при самооценке, также как и способность к осознанию ее средств, является показателем достаточно высокого уровня ее развития [31]. Именно с рефлексией наиболее тесно связано произвольное управление собственным поведением.

Большое количество исследований посвящено изучению связи уровня самооценки и уровня тревожности [10; 14; 64; 88]. Существуют данные о корреляции определенных показателей самооценки с тревожностью как чертой личности. Принято считать, что высокий уровень самооценки связан с относительно низким уровнем тревожности, и наоборот. Увеличение индекса тревоги регистрируется также при неустойчивой самооценке [88].

В работе Л. Липситт было установлено, что по уровню теревожности дети с низкой самооценкой значительно превосходят детей с более позитивной Я-концепцией. Изучая студенток колледжа, Дж. Митчелл приходит к выводу, что, чем выше самооценка, тем ниже уровень тревожности [86].

Р. Бернс выделил два важных межличностных фактора тревожности: низкую самооценку и расхождения между самооценкой и субъективно воспринимаемой оценкой других. Низкая самооценка, по всей вероятности, обусловлена сомнениями в собственной способности эффективно взаимодействовать с другими людьми. Расхождения между субъективно воспринимаемой оценкой других и самооценкой вызывают у человека ощущение тревоги и неуверенности вследствие потенциальной противоречивости самооценки или предполагаемой потери уважения со стороны значимых других [10, с. 244].

Опираясь на исследования по соотношению уровня притязаний и самооценки, Л.В. Бороздина и Е.А. Залученова прояснили в своей работе отношения в триаде личностных образований: самооценка, уровень притязаний и уровень личностной тревожности [14]. Согласно полученным результатам при расхождении уровней самооценки и притязаний происходит увеличение индекса тревожности. «Снижение самооценки может и не давать аккомпанемента в эмоциональной сфере в виде роста тревоги, если оно не сопровождается дивергенцией в области притязаний, то есть в сфере выбора целей» [14, с. 112].

Проблеме связи уровня самооценки и личностных черт подростков значительное внимание уделялось в работе С. Куперсмита «Предпосылки самооценки». Согласно его данным, дети с высокой самооценкой самостоятельны, коммуникабельны, независимы, убеждены в успехе своей деятельности. Таким образом, наибольшее внимание исследователи уделяют изучению влияния уровня самооценки на поведение и деятельность человека. В частности, утверждается, что люди с низкой самооценкой работают менее эффективно в стрессовых ситуациях; при неудачах они не реализуют свои силы в полной мере, часто испытывают затруднения в межличностных контактах [86].

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Психотерапия в рамках трансперсональной психологии
Трансперсональная психология на сегодняшний день представляет собой одно из направлений психологии, в рамках которого в определенной степени происходит развитие и качественное преобразование идей и концепций многих школ: психоанализа, гум ...

Формы и виды страхов
Страхи (фобии) делятся на 3 типа: простые, социальные и агорафобии. Люди с простыми фобиями испытывают смертельный страх перед определенным предметом, местом или ситуацией. Социальные фобии — это когда люди избегают ситуаций, где много н ...

Уникальность и ограничения рационально-эмотивной терапии
По мнению Эллиса, любой из видов психотерапии, включая РЭТ, имеет свои ограничения. Он утверждает, что никого из клиентов, даже при эффективном использовании РЭТ, не удавалось излечить полностью (хотя состояние многих существенно улучшало ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта