Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте

Психология » Теоретические аспекты изучения внутриличноcтных конфликтов в подростковом возрасте » Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте

Страница 3

В мотивационной сфере процесса общения подростков происходят кардинальные изменения: теряют свою актуальность отношения с родителями, учителями, первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками. Само общение подростков становится более глубоким и содержательным, расширяется область их духовного и интеллектуального общения, появляются такие эмоционально насыщенные формы взаимодействия, как дружба и любовь.

Эмоционально-смысловой доминантой общения подросткового типа является сам подросток как субъект деятельности. Это означает, что содержание и характер общения подростков со всеми категориями партнеров во всех сферах жизнедеятельности определяется решением проблем, связанных с собственным становлением подростка и его проявлением как субъекта жизнедеятельности. Круг общения подростков состоит из взрослых (родителей, родственников, учителей), сверстников своего и противоположного полов и иногда старших и младших ребят [28].

Общение со сверстниками становится для подростка ведущим мотивом деятельности, так что на второй план могут отодвигаться и общение с взрослыми и даже учение. В группе можно сравнить себя с другими, оценить свои успехи и неуспехи, занять должное положение, получить признание, уважение среди сверстников; своими действиями (не только социально положительными) утвердиться в их глазах. Поэтому подросток стремится к воспитанию таких качеств, которые наиболее ценятся сверстниками в этот период: знание, сообразительность, смелость, умение владеть собою, физическая сила, и устранению отрицательных свойств – жадности, эгоизма.

Структура круга общения подростков довольно подвижна. Однако ее подвижность различна в классе и вне него. В классе общение подростков идет в составе различных временных объединений, организуемых педагогами для выполнения того или иного дела. Свободное общение в классе и вне него протекает в приятельских группах [19].

Подростки, имея ценностно-ориентационные качества, приобретенные при общении с взрослыми, пытаются проявить их по отношению к сверстникам. Своеобразие раннего подросткового возраста в общении со сверстниками заключается в том, что формирующаяся личность ориентируется главным образом на волевые и физические свойства, которые выступают в качестве основных критериев, регулирующих личностные отношения подростков, как мальчиков, так и девочек. В старшем подростковом возрасте, также как и в общении с взрослыми, в качестве главного критерия отношений между мальчиками и девочками выдвигается нравственно-этический.

Таким образом, подростковый возраст с его бурным биологическим и социальным развитием является одним из наиболее сложных периодов в формировании личности. При этом на данном отрезке жизненного пути старший подросток должен решить ряд весьма значимых для него задач – кем быть, что, как и зачем делать? В зависимости от того, какие ставятся задачи и как они сочетаются с задачами общества в целом, будет зависеть перспектива развития личности, ее устойчивость, активность, идейность, моральная чистота, целенаправленность, оригинальность, широта, одухотворенность, а также гармоничность нейродинамического, психического и социального уровней личности, насколько она будет содержательна и ценна для общества.

Страницы: 1 2 3 

Информация по теме:

Выводы
1)Доказано влияние на агрессивность и состав поведения социальных факторов. Традиционные представления о связи маскулинности с агрессией претерпевают существенные изменения. Одним из следствий проявившегося «кризиса маскулинности» являетс ...

Начальный этап становления учения о душе в трудах античных философов
Фалес Милетский (7–6 вв. до н.э.) . Этого философа можно рассматривать как представителя гилозоистов, приписывавших всему миру (Космосу, Универсуму) способности ощущать, запоминать и действовать. Согласно его представлениям природа, как ж ...

Условные рефлексы первого и второго рода
При формировании условных рефлексов первого рода новым является чувствительная (афферентная) часть рефлекторной дуги, а исполнительная (эфферентная) часть остается прежней, т.е. той же, что и в безусловном рефлексе. При образовании рефлек ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта