Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте

Психология » Теоретические аспекты изучения внутриличноcтных конфликтов в подростковом возрасте » Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте

Страница 2

Решающее значение для развития самосознания подростка имеет его жизнь в коллективе, где существуют правильные оценочные отношения, которые формируют у подростка верную самооценку. Возросшие требования к поведению и учебной деятельности подростка, стремление найти свое место в системе доступных ему общественных отношений также помогают развитию самосознания.

Новый этап в развитии самосознания подростков связан с выделением образца, своего рода морального эталона, в сопоставлении с которым подросток оценивает свое поведение. Такие образцы начинают ориентировать его поведение, и это открывает возможность самовоспитания. Тем самым подросток вступает в новый этап своего развития, определяющегося не только воспитанием, но и самовоспитанием [28].

Итак, на основе развития самосознания и сознательного отношения к действительности, роста требований к подростку, его нового положения в коллективе у подростка возникает стремление к самовоспитанию, к сознательному и целеустремленному развитию у себя положительных качеств и торможения отрицательных проявлений, преодолению отрицательных черт, устранению своих недостатков.

Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникающее у него представление о себе как уже не ребенке, он начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть взрослым [24].

Сознание собственной взрослости возникает у подростка не случайно. Он чувствует общее нарастание своих сил и энергии, видит, как быстро увеличивается его рост, вес, физическая сила и выносливость, замечает у себя появление вторичных половых признаков. Подросток начинает осознавать, что его знания, навыки и умения значительно расширяются, что кое в чем в этом отношении он начинает превосходить многих взрослых, например, своих родителей, а порой (в частых вопросах) и отдельных учителей. Наконец подросток чувствует, что его участие в жизни взрослых людей становится значительнее, чем в младшем школьном возрасте: он нередко выполняет весьма ответственные обязанности в семье, активно участвует в школьной общественной жизни.

Но подросток склонен, явно преувеличивать значение этих сдвигов и изменений. Переоценивая свои возможности, подросток приходит к убеждению, что они почти не отличаются от взрослых людей, и претендуют, чтобы и взрослые относились к ним как к равным. Возникает противоречие между потребностью подростков участвовать в жизни взрослых в качестве полноценных членов и несоответствием этому реальных возможностей, отсутствием жизненного опыта. Полезное и хорошее стремление к самостоятельности, осложняясь у подростков чувством взрослости, может принять отрицательные формы сопротивления влиянию старших: часто подростки не признают авторитета взрослых, игнорируют предъявляемые им требования [30].

Они видят недостатки в поведении, в деятельности взрослых, особенно пристрастно относятся к родителям и учителям, подмечая все их промахи. Важной особенностью для их сознания является потребность в доказательствах, они ничего не хотят принимать на веру.

Для учащихся средних классов характерно развитие волевых черт характера – настойчивости, упорства в достижении цели, в умении преодолевать преграды. При этом у многих из них, особенно у мальчиков, явно проявляется сознательное стремление к развитию своих волевых качеств.

В младшем подростковом возрасте происходит становление интересов. Интересы подростка обычно неустойчивы, завысят от привлекательности самого объекта или от его актуальности и значительности для подростка в данный момент. Однако интерес может перейти в увлечение, которому подросток будет отдавать все свободное время, и иногда оно идет в ущерб учебной деятельности. Наличие увлечения для подростка является типичным.

Старшие школьники стоят на пороге самостоятельной жизни. Перед ними отчетливо встает проблема выбора пути в жизни, в выборе профессии. Это приводит к тому, что старшеклассники начинают оценивать учебную деятельность главным образом с точки зрения своего будущего. У них меняется отношение к отдельным учебным предметам. Учебные интересы и склонности становятся более определенными, четко выраженными [11].

Отрочество – период, когда потребность в общении становится одной из центральных потребностей подростка и приобретает новое качество – и по содержанию, и по формам выражения, и по роли, которую она начинает играть во внутренней жизни подростка – в его переживаниях, мыслях.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Теория личности А. Маслоу
До Маслоу психологи сосредотачивались на детальном анализе отдельных событий, пренебрегая тем, что пытались понять, а именно человека в целом. Для него же человеческий организм всегда ведет себя как единое целое, и то, что случается в как ...

Особенности семейного самосознания
В контексте темы данной работы, представляется необходимым более подробно остановиться на такой характеристике семьи, как семейное самосознание. Т.М. Мишина ввела понятие «образ семьи», или образ «Мы» (Мишина, 1987), — своеобразное семей ...

Оперантное научение Берреса Фредерика Скиннера
Личность, с точки зрения научения, - это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Это накопленный набор изученных моделей поведения. Научающе-бихевиоральное направление занимается открытыми действиями человека как производными ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта