Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте

Психология » Теоретические аспекты изучения внутриличноcтных конфликтов в подростковом возрасте » Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте

Страница 2

Решающее значение для развития самосознания подростка имеет его жизнь в коллективе, где существуют правильные оценочные отношения, которые формируют у подростка верную самооценку. Возросшие требования к поведению и учебной деятельности подростка, стремление найти свое место в системе доступных ему общественных отношений также помогают развитию самосознания.

Новый этап в развитии самосознания подростков связан с выделением образца, своего рода морального эталона, в сопоставлении с которым подросток оценивает свое поведение. Такие образцы начинают ориентировать его поведение, и это открывает возможность самовоспитания. Тем самым подросток вступает в новый этап своего развития, определяющегося не только воспитанием, но и самовоспитанием [28].

Итак, на основе развития самосознания и сознательного отношения к действительности, роста требований к подростку, его нового положения в коллективе у подростка возникает стремление к самовоспитанию, к сознательному и целеустремленному развитию у себя положительных качеств и торможения отрицательных проявлений, преодолению отрицательных черт, устранению своих недостатков.

Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникающее у него представление о себе как уже не ребенке, он начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть взрослым [24].

Сознание собственной взрослости возникает у подростка не случайно. Он чувствует общее нарастание своих сил и энергии, видит, как быстро увеличивается его рост, вес, физическая сила и выносливость, замечает у себя появление вторичных половых признаков. Подросток начинает осознавать, что его знания, навыки и умения значительно расширяются, что кое в чем в этом отношении он начинает превосходить многих взрослых, например, своих родителей, а порой (в частых вопросах) и отдельных учителей. Наконец подросток чувствует, что его участие в жизни взрослых людей становится значительнее, чем в младшем школьном возрасте: он нередко выполняет весьма ответственные обязанности в семье, активно участвует в школьной общественной жизни.

Но подросток склонен, явно преувеличивать значение этих сдвигов и изменений. Переоценивая свои возможности, подросток приходит к убеждению, что они почти не отличаются от взрослых людей, и претендуют, чтобы и взрослые относились к ним как к равным. Возникает противоречие между потребностью подростков участвовать в жизни взрослых в качестве полноценных членов и несоответствием этому реальных возможностей, отсутствием жизненного опыта. Полезное и хорошее стремление к самостоятельности, осложняясь у подростков чувством взрослости, может принять отрицательные формы сопротивления влиянию старших: часто подростки не признают авторитета взрослых, игнорируют предъявляемые им требования [30].

Они видят недостатки в поведении, в деятельности взрослых, особенно пристрастно относятся к родителям и учителям, подмечая все их промахи. Важной особенностью для их сознания является потребность в доказательствах, они ничего не хотят принимать на веру.

Для учащихся средних классов характерно развитие волевых черт характера – настойчивости, упорства в достижении цели, в умении преодолевать преграды. При этом у многих из них, особенно у мальчиков, явно проявляется сознательное стремление к развитию своих волевых качеств.

В младшем подростковом возрасте происходит становление интересов. Интересы подростка обычно неустойчивы, завысят от привлекательности самого объекта или от его актуальности и значительности для подростка в данный момент. Однако интерес может перейти в увлечение, которому подросток будет отдавать все свободное время, и иногда оно идет в ущерб учебной деятельности. Наличие увлечения для подростка является типичным.

Старшие школьники стоят на пороге самостоятельной жизни. Перед ними отчетливо встает проблема выбора пути в жизни, в выборе профессии. Это приводит к тому, что старшеклассники начинают оценивать учебную деятельность главным образом с точки зрения своего будущего. У них меняется отношение к отдельным учебным предметам. Учебные интересы и склонности становятся более определенными, четко выраженными [11].

Отрочество – период, когда потребность в общении становится одной из центральных потребностей подростка и приобретает новое качество – и по содержанию, и по формам выражения, и по роли, которую она начинает играть во внутренней жизни подростка – в его переживаниях, мыслях.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Мотивация достижения
Мотивация достижения — это особенный вид мотивации человека. Мотивация есть объяснительный конструкт, используемый для объяснения причин поведения людей (того, почему они ведут себя так, а не иначе), его направленности и механизмов осуще ...

Из истории тестов
История психологического теста уходит своими корнями в древние времена, она связана с испытанием различных способностей, знаний, умений и навыков, попытаемся частично осветить некоторые моменты его развития. Уже в середине третьего тысяч ...

Соотношение агрессивности и мотивации учебной деятельности при переходе из начальной школы в среднюю
Итак, проведенный нами анализ возрастных особенностей младших школьников и младших подростков позволяет сделать некоторые существенные выводы и сформулировать предположения относительно нашей работы. Прежде всего, возрастные изменения инт ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта