Наиболее ярким, трудным, переломным и опасным в развитии ребенка школьного возраста называют подростковый период. Не даром этот возраст считают самым трудным в воспитательном отношении и чаще всего это связывают с половым развитием подростка. Перестройка работы важнейших систем организма не может пройти не замеченным им самим. В этом возрасте возникает потребность в совершенствовании самосознания, личностной самоорганизации и саморегуляции, интеллектуальной и личностной рефлексии. Все эти тенденции обязательно преломляются через их социализацию, происходящую по большей мере в группе сверстников.
Подростку, переживающему один из самых сложных и острых возрастных кризисов, в большей мере свойственен внутриличностный конфликт, к которому приводят споры с самим собой, самопознание, самоутверждение и самореализация. Внутриличностный конфликт может возникнуть при низкой удовлетворенности жизнью, друзьями, учебой, отношениями со сверстниками, малой уверенностью в себе и близких людях, из-за стрессов.
Данная тема особенно актуальна, потому как категория внутриличностных конфликтов объединяет психологические конфликты, состоящие в столкновении различных личностных образований (мотивов, целей, интересов и т.д.), представленных в сознании индивида соответствующими переживаниями. Такие конфликты являют собой противостоянием двух начал в душе человека, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком, как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу, направленную на его преодоление особенно, когда речь идет о внутриличностных конфликтах в подростковом возрасте. Таким образом, тема изучения внутриличностных конфликтов в подростковом возрасте, выявление их особенностей и характеристик, остается аткуальной в настоящее время и составила интерес данной работы.
В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, все они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей в наше время, при этом многие вопросы до сих пор остаются нерешенными и актуальными. Также появляются различные теории и мнения, говорящие об увеличении трудностей, с которыми сталкивается современный подросток и изменении самого содержания особенностей протекания внутриличтностных конфликтов.
В результате анализа сложившейся ситуации обнаруживаются следующие противоречия в рассматриваемой теме:
1. между необходимостью изучения данной темы и недостаточной разработанностью исследований по данной проблеме;
2. между необходимостью и отсутствием качественного фундамента системы знаний среди родителей и педагогического состава;
3. отсутствие полноценных профилактических мер в системе российского образования с целью охраны психического здоровья детей и подростков, а также соответствующих практических разработок и рекомендаций, несмотря на высокую актуальность решения данной проблемы.
Это и многое другое обусловило выбор темы работы: внутриличностные конфликты в подростковом возрасте.
Информация по теме:
Исследования способностей
Природа человеческих способностей вызывает достаточно бурные споры среди ученых даже сегодня. Одни считают, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованных характеристик. Обучение и воспитание мо ...
Кризисные периоды в развитии семьи
Семья – древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Ее уникальность состоит в том, что несколько человек самым тесным способом взаимодействуют в течение длительного времени, насчитывающего десятки лет, т. е. на п ...
Регуляция межличностных конфликтов в трудовом коллективе
Снижение уровня конфликтности в трудовом коллективе можно считать одним из важных направлений работ по оптимизации социально-психологического климата. На основе полученных данных исследователи (Е.В. Александрова, Н.В. Гришина, Е.И. Иванов ...