Психологические особенности внутриличностных конфликтов в подростковом возрасте

Психология » Теоретические аспекты изучения внутриличноcтных конфликтов в подростковом возрасте » Психологические особенности внутриличностных конфликтов в подростковом возрасте

Страница 1

Ребёнок, переживающий очередной возрастной кризис в большей мере подвержен конфликтам, особенно это свойственно подростку. Р. Бенедикт основную причину кризисности подросткового возраста видела в различиях норм поведения для взрослых и детей. Согласно ее точке зрения, причина конфликтов в подростковом возрасте - неразвитость детских форм поведения. Внутренний конфликт проявляется у подростка впадением из крайности в крайность. То он рассуждает и ведет себя как совершенно взрослый, умудренный опытом человек, то, вдруг, безо всякой видимой причины превращается в инфантильного, капризного ребенка. То он готов принимать решения и ответственность по очень серьезным вопросам (и требует, чтобы ему позволили это делать), то оказывается абсолютно безответственным в давно обговоренных вещах (постирать свои носки и вынести мусор). Вдруг начинают меняться привычки, поведение становится абсолютно другим, манера разговаривать, мимика, жесты, поведение — все меняется. Появляются новые интересы, которым подросток отдается целиком, но вскоре быстро остывает и увлекается чем-то новым — как правило, под влиянием сверстников [10].

Подростку, переживающему один из самых сложных и острых возрастных кризисов, в большей мере свойственен внутриличностный конфликт, к которому приводят споры с самим собой, самопознание, самоутверждение и самореализация. Внутриличностный конфликт может возникнуть при низкой удовлетворенности жизнью, друзьями, учебой, отношениями со сверстниками, малой уверенностью в себе и близких людях, из-за стрессов.

Споры с самим собой, познание себя, самоутверждение и самореализация приводит к конфликтам внутри себя. Внутренний конфликт всегда, так или иначе, связан с внешними обстоятельствами. Возникнув под их воздействием, он сказывается в поведении человека, в его поступках. Окружающие замечают эмоциональное неблагополучие, которое обычно сопутствует внутреннему конфликту, пока он не разрешился. Лишение ребенка того участия старшего, которое ему необходимо для нормального психического развития, - это тоже конфликт, первоначальный. Он порождает хронический дискомфорт или неустойчивость настроения, повышенную ранимость ребенка, снижает уровень его психической выносливости и задерживает при взрослении уровень самозащиты. Создается порочная цепь конфликтной готовности.

Подростки особенно часто переживают состояние внутреннего конфликта. При этом им сложно описать, понять, что с ними происходит. Какие же тенденции и отношения столкнулись между собой? Бесполезно и даже вредно требовать от подростка, чтобы он объяснил, что с ним происходит. Обычно подростки и даже - увы - многие взрослые с большим трудом и не полностью могут объяснить, что с ними происходит. Происходит накопление эмоционального неблагополучия и создается основа конфликтной готовности. От него требуют невозможное, т. е. то, чего ему никто не дал и не помог обрести. Он почти всегда (не по своей воле) находится в ситуациях, исключающих формирование корректных, благоприятных способов общения [25].

Это всегда можно заметить по изменениям в их поведении. Сам факт его самозащиты вызывают дискомфорт и раздражение у старших. Виновным, разумеется, считают младшего - "трудный". Не понимая, что происходит с подростком, старшие нередко выражают свою обеспокоенность в бестактных вопросах, в колкостях, в ироничных едких замечаниях. От него требуют, чтобы он стал удобным, чтобы "хорошо вел себя". Требуют терпения, выдержки, любви, уважения. При этом из года в год льют упреки, обвинения, оскорбления, раздражение нетерпение, гнев. Все проявления детского нервно-психического неблагополучия вызывают у старших стремление к "усиленному воздействию".

Такой конфликт для подростка является сверхсильным, непереносимым раздражителем, и он защищается, как может. "Хочу" (или "надо") и "не могу" - классический вариант внутриличностного конфликта. Неразрешенный, затяжной внутриличностный конфликт создает значительное внутреннее напряжение, подавляет (хотя и не исключает) способность к самостоятельному рациональному решению.

Подростки могут занимать самое разное положение среди сверстников: от очень хорошего до «крайне неблагоприятного», «отверженного». Основными переживаниями подростков, связанными с общением со сверстниками, являются тревога, зависимость, подражание и конфликт. Достаточно выраженным является внутриличностный конфликт, выражающийся в переживание беззащитности, в то время как защищенность в группе сверстников они чувствуют реже, чем эмоционально благополучные школьники. Все это, на наш взгляд, дает основания считать, что нестолько особенности общения влияют на возникновение и закрепление тревожности, сколько, напротив, тревожность определяет конфликтное поведение такого общения. Таким образом, переживания таких подростков, связанные с отношениями со сверстниками, во многом сходны с переживаниями, вызываемыми общением с родителями. И там и здесь доминируют чувства незащищенности, зависимости [18].

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Психология в медицинской практике
Психология здоровья как самостоятельная психологическая отрасль возникла в зарубежной психологии в конце 70-х гг. XX в. Она была определена как комплекс специфических психологических мер, нацеленных на профилактику отдельных заболеваний, ...

Агрессивное поведение детей подросткового возраста: нормально развивающихся и умственно отсталых
Подростковый возраст - один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 12 до 18 лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте ...

Психологические особенности детей со специальными возможностями от рождения до семи лет
Развитие ребенка со специальными возможностями, понимается как сложный процесс, при котором дефект возникает в результате нарушения тех или иных функций, необходимых для нормального психического развития. Тот или иной тип аномального раз ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта