Цветовой тест отношений

Психология » Применение цветотерапии » Цветовой тест отношений

Страница 1

Цветовой тест отношений (ЦТО) предназначен для объективации субъективной позиции человека (осознаваемой и неосознаваемой) по отношению к окружающей его действительности. В его основу положена теория личности В. Н. Мясищева, согласно которой система отношений, развиваясь в течение всей жизни человека, оказывает существенное влияние на социальное функционирование личности, в том числе на возникновение и характер ее патологических нарушений. В последнем случае предполагается, что методика делает доступными содержание тех отношений, которые обследуемый не может адекватно отразить как раз в силу своего болезненного состояния. Особую ценность методика представляет при необходимости психодиагностического исследования лиц с затрудненным речевым контактом.

Методика имеет ряд достоинств, среди которых можно назвать следующие:

- портативность, простота использования и доступность лицам в возрастном диапазоне от 3 лет и старше;

-сопоставимость ее данных с содержательной трактовкой психических особенностей ребенка по цветовому тесту М. Люшера, поскольку она является своеобразным расширением его использования;

-надежность, так как основана на ранжировании объектов, придающем достоверность диагностике;

-отражение собственных предпочтений субъекта (измерительная шкала не навязывается испытуемому извне).

Материал:

Стандартный набор цветов теста М. Люшера: 8 цветовых карточек размером З´3 см, предъявляемых при естественном освещении на белом фоне. Ограничением для применения ЦТО является выраженноё нарушение цветового восприятия (дальтонизм и др.).

1 вариант процедуры обследования:

Исследование начинается с выбора объектов оценки, которыми могу быть какие-то конкретные лица, с которыми находится в контакте испытуемый, его психические характеристики и т. д. Затем перед ним раскладываются на белом фоне в случайном порядке цвета.

Экспериментатор дает инструкцию: подобрать к каждому из выбранных объектов, список которых последовательно зачитывается обследуемому, подходящие цвета. Выбранные цвета могут повторяться. Необходимо разъяснить испытуемому, что цвета должны подбираться в соответствии с характером людей, а не по их внешнему виду (например, цвету одежды).

После завершения ассоциативной процедуры цвета ранжируются испытуемым в порядке предпочтения, начиная с самого «красивого, приятного для глаза» и кончая «самым некрасивым, неприятным».

Интерпретация результатов:

Основывается на сопоставлении цветов, ассоциируемых с оцениваемыми объектами, с их местом (рангом) в раскладке по предпочтению. Если с некоторым лицом или понятием ассоциируются цвета, занимающие первые места в раскладке по предпочтению, значит, к данному лицу или понятию испытуемый относится положительно, эмоционально принимает его, удовлетворен соответствующим отношением. И наоборот, если с объектом (лицом или понятием) ассоциируются цвета, занимающие последние места в раскладке по предпочтению, значит, обследуемый относится к нему негативно, эмоционально его отвергает.

Полученные результаты могут быть сопоставлены, как уже отмечалось, с характеристикой испытуемого, даваемой с помощью цветового теста M. Люшера, а также с эмоциональной «насыщенностью» отдельных цветов, установленной экспериментально.

Согласно данным, приводимым авторами методики ЦТО, 25°/о выборов синего цвета пришлось на термины, обозначающие состояние грусти, еще 25% - на состояние заинтересованности и не более 4 % - на радость, гнев, удивление и т. д. Красный ассоциировался с активными переживаниями гнева (31%) и радости (29%), но не более чем в 2 % ассоциаций связывался c такими состояниями, как грусть отвращение, утомление. Желтый в 36 % случаев соотносился с удивлением и практически не ассоциировался с грустью и утомлением. Зеленый сильнее всего оказался связан с удивлением и заинтересованностью (по 19 % ассоциаций), коричневый - с отвращением (25%) и утомлением (21%). Серый цвет в 38% случаев связывался с утомлением и еще в 20% - с грустью. Черный ассоциировался с оборонительными эмоциями страха (25%) и гнева (22%) и не связывался с положительными и нейтральными состояниями, такими, как радость и удивление.

B качестве примера использования данной методики при обследовании лиц c нарушениями речи можно привести результаты сопоставления ранжирования терминальных ценностей (по M. Рокичу) с результатами их ассоциирования с цветами теста M. Люшера. Удaлось показать, что ранговая корреляция сознательного (прямого ранжирования) неосознаваемого (с помощью ассоциирования с цветами) терминальных ценностей заикающимися составляет величину 0,9 и является достоверной на высоком уровне значимости ( Р < 0,001).

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Интерес как психологический феномен мотивационной сферы
В отечественной психологии существуют различные подходы к исследованию личности. Однако, несмотря на различия в трактовках личности, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность. В научной литературе под ...

Концепция учебной деятельности и взаимосвязь возрастной и педагогической психологии
Рассматриваемый подход возник в области возрастной психологии в ходе выявления резервов умственного развития младших школьников, а затем стал разрабатываться и в контексте педагогической психологии. В связи с анализом концепции учебной д ...

Биологическое и социальное в онтогенезе человека
В последние годы возрос интерес к биологической структуре человека, к соотношению социального и биологического, к выяснению их взаимовлияний и взаимодействия. Одна из причин этого заключается в том, что борьба с биологизаторскими концепци ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта