Цветовой тест отношений

Психология » Применение цветотерапии » Цветовой тест отношений

Страница 1

Цветовой тест отношений (ЦТО) предназначен для объективации субъективной позиции человека (осознаваемой и неосознаваемой) по отношению к окружающей его действительности. В его основу положена теория личности В. Н. Мясищева, согласно которой система отношений, развиваясь в течение всей жизни человека, оказывает существенное влияние на социальное функционирование личности, в том числе на возникновение и характер ее патологических нарушений. В последнем случае предполагается, что методика делает доступными содержание тех отношений, которые обследуемый не может адекватно отразить как раз в силу своего болезненного состояния. Особую ценность методика представляет при необходимости психодиагностического исследования лиц с затрудненным речевым контактом.

Методика имеет ряд достоинств, среди которых можно назвать следующие:

- портативность, простота использования и доступность лицам в возрастном диапазоне от 3 лет и старше;

-сопоставимость ее данных с содержательной трактовкой психических особенностей ребенка по цветовому тесту М. Люшера, поскольку она является своеобразным расширением его использования;

-надежность, так как основана на ранжировании объектов, придающем достоверность диагностике;

-отражение собственных предпочтений субъекта (измерительная шкала не навязывается испытуемому извне).

Материал:

Стандартный набор цветов теста М. Люшера: 8 цветовых карточек размером З´3 см, предъявляемых при естественном освещении на белом фоне. Ограничением для применения ЦТО является выраженноё нарушение цветового восприятия (дальтонизм и др.).

1 вариант процедуры обследования:

Исследование начинается с выбора объектов оценки, которыми могу быть какие-то конкретные лица, с которыми находится в контакте испытуемый, его психические характеристики и т. д. Затем перед ним раскладываются на белом фоне в случайном порядке цвета.

Экспериментатор дает инструкцию: подобрать к каждому из выбранных объектов, список которых последовательно зачитывается обследуемому, подходящие цвета. Выбранные цвета могут повторяться. Необходимо разъяснить испытуемому, что цвета должны подбираться в соответствии с характером людей, а не по их внешнему виду (например, цвету одежды).

После завершения ассоциативной процедуры цвета ранжируются испытуемым в порядке предпочтения, начиная с самого «красивого, приятного для глаза» и кончая «самым некрасивым, неприятным».

Интерпретация результатов:

Основывается на сопоставлении цветов, ассоциируемых с оцениваемыми объектами, с их местом (рангом) в раскладке по предпочтению. Если с некоторым лицом или понятием ассоциируются цвета, занимающие первые места в раскладке по предпочтению, значит, к данному лицу или понятию испытуемый относится положительно, эмоционально принимает его, удовлетворен соответствующим отношением. И наоборот, если с объектом (лицом или понятием) ассоциируются цвета, занимающие последние места в раскладке по предпочтению, значит, обследуемый относится к нему негативно, эмоционально его отвергает.

Полученные результаты могут быть сопоставлены, как уже отмечалось, с характеристикой испытуемого, даваемой с помощью цветового теста M. Люшера, а также с эмоциональной «насыщенностью» отдельных цветов, установленной экспериментально.

Согласно данным, приводимым авторами методики ЦТО, 25°/о выборов синего цвета пришлось на термины, обозначающие состояние грусти, еще 25% - на состояние заинтересованности и не более 4 % - на радость, гнев, удивление и т. д. Красный ассоциировался с активными переживаниями гнева (31%) и радости (29%), но не более чем в 2 % ассоциаций связывался c такими состояниями, как грусть отвращение, утомление. Желтый в 36 % случаев соотносился с удивлением и практически не ассоциировался с грустью и утомлением. Зеленый сильнее всего оказался связан с удивлением и заинтересованностью (по 19 % ассоциаций), коричневый - с отвращением (25%) и утомлением (21%). Серый цвет в 38% случаев связывался с утомлением и еще в 20% - с грустью. Черный ассоциировался с оборонительными эмоциями страха (25%) и гнева (22%) и не связывался с положительными и нейтральными состояниями, такими, как радость и удивление.

B качестве примера использования данной методики при обследовании лиц c нарушениями речи можно привести результаты сопоставления ранжирования терминальных ценностей (по M. Рокичу) с результатами их ассоциирования с цветами теста M. Люшера. Удaлось показать, что ранговая корреляция сознательного (прямого ранжирования) неосознаваемого (с помощью ассоциирования с цветами) терминальных ценностей заикающимися составляет величину 0,9 и является достоверной на высоком уровне значимости ( Р < 0,001).

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Начальный этап становления учения о душе в трудах античных философов
Фалес Милетский (7–6 вв. до н.э.) . Этого философа можно рассматривать как представителя гилозоистов, приписывавших всему миру (Космосу, Универсуму) способности ощущать, запоминать и действовать. Согласно его представлениям природа, как ж ...

Специфика процесса принятия группового решения
Перед тем как ставить задачу изучения особенностей процесса принятия группового решения, необходимо обратиться к определению данного понятия. Так, словарь психологических терминов дает следующее определение: “Групповое принятие решений ...

Методы нольмерного и одномерного шкалирования
Нольмерное шкалирование – это построение психологической шкалы, имеющей единственное значение и нулевую размерность. [11] Во многих психологических исследованиях возникает задача определений единственного или специального значения психол ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта