Психологическое изучение агрессивности

Психология » Анализ агрессивности у детей при переходе из начальной школы в среднюю и её соотношение с мотивацией учебной деятельности » Психологическое изучение агрессивности

Страница 2

Фрустрационная теория.

Эта теория, предложенная Д. Доллардом и соавторами (1939), противопоставляется двум, выше описанным. Здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основные положения этой теории звучат так:

• Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.

• Агрессия всегда является результатом фрустрации (Р. Бэрон и Д. Ричардсон, 2000). Позднее фрустрационная теория агрессии дала основу для создания С. Розенцвейгом известнейшей психодиагностической методики, направленной на диагностику агрессивного поведения в ситуации фрустрации. Впоследствии на ее основе был создан и когнитивно-бихевиоральный подход к агрессии (Л. Берковиц). А.Бандура и Р. Уолтерс использовали положения теории фрустрации – агрессии для объяснения того, почему в подростковом возрасте агрессия повышается. По их мнению, подростковая агрессия является результатом фрустрации значимых отношений, в которых у ребенка и у подростка создается чувство безопасности. Прежде всего - это отношения с матерью. Причем, чем сильнее фрустрация значимых отношений, тем выше агрессивность подростка.

Теория социального научения

В отличие от других, эта теория гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление. Т.е. идет изучение человеческого поведения, ориентированного на образец.

Эта теория была предложена А. Бандурой и направлена на объяснение усвоения, провоцирования и регуляции агрессивного поведения. В настоящее время теория социального научения является наиболее эффективной в предсказании агрессивного поведения, особенно если есть сведения об агрессоре и ситуации социального развития.

Наряду с перечисленными теориями агрессии, некоторые авторы выделяют и другие подходы к ее пониманию. Так, А.А. Реан выделяет экзистенциально-гуманистическую трактовку агрессии (например, Э. Фромм, 1994). По Фромму человек понимается как личность, свободная в своем выборе между биофилией как влечением к живому и жизни и некрофилией как влечением к смерти, или в выборе между конструктивностью как влечением к созиданию и деструктивностью как влечением к разрушению.

Таким образом, из вышеупомянутых теорий, объясняющих природу агрессии, можно сделать следующие выводы:

· Проявление агрессии объясняют биологические и социальные факторы;

· Агрессивность может быть не только жестокой, но и нормальной реакцией индивидуума в ходе борьбы за выживание;

· Фрустрация потребностей человека и его значимых отношений с близкими людьми может вести к росту агрессии,

· Агрессивные действия могут быть ослаблены или направлены в социально приемлемые рамки с помощью положительного подкрепления неагрессивного поведения, изменение условий, способствующих проявлению агрессии или при помощи ориентации человека на позитивную модель развития.

Рассмотрев основные теории, объясняющие природу агрессии, уточним первоначально сформулированное понятие об агрессии. Итак, агрессия, понимаемая как поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой, подразумевает следующие частные положения:

1. Агрессия обязательно предполагает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;

2. В качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;

3. Жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного обращения с собой (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, 2000).

Понимание агрессивности как личностной черты, уточненное с позиций экзистенциально-гуманистического подхода, подразумевает динамичность агрессивности и свободу личности не только в выборе способов проявления агрессии, но и в выборе хода своего развития между подчинением себя разрушительным импульсам собственных агрессивных влечений либо в направлении своей энергии в русло созидательной деятельности.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Основные виды деятельности
Рассмотрим основные виды деятельности, осуществляемой человеком. Их возникновение и развитие является сложным и длительным процессом. Выделяют три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути челов ...

Формирование конфликтной личности
Поскольку роль конфликта в становлении и изучении личности очень велика, многие психологи считали нужным, так или иначе, отразить свое отношение к конфликту в своих работах. З. Фрейд был первым, кто предложил рассматривать конфликт в каче ...

Различные концепции способностей интеллекта
Как отмечает Грегори (1987 г.), существует парадокс в том, как мы думаем об интеллекте. Те, кто использует специальное знание, часто воспринимаются как интеллектуалы. Однако, те люди, которые преуспевают без специального знания, также счи ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта