Возрастная психология (психология развития) изучает общие закономерности развития психических процессов и качеств личности на разных возрастных этапах.
Понятие возрастной психологии в принципе уже понятия психологии развития. Психология развития связана не только с изучением возрастных этапов изменения человеческой психики и определяемых ею качеств личности, но рассматривает разнообразные процессы макро- и микро- психического развития вообще. Поэтому, строго говоря, возрастная психология может быть только частью психологии развития, хотя иногда они используются как синонимы.
Наибольшее внимание в рамках возрастной психологии традиционно уделяется вопросам детского развития. Кроме того, выделяют психологические проблемы следующих возрастных этапов: отрочество, юность, зрелость, старость [2].
Психология детства базируется на теории, основные положения которой были сформулированы Л.С. Выгодским в 20-30-е гг. XX в. и развиты позже А.Н. Леонтьевым. Суть их состоит в том, что главное влияние на развитие ребенка оказывает окружающая социальная среда, а его биологические особенности (наследственность, физиология и т.п.) являются лишь условиями для больших или меньших «достижений» [4, 6, с.52]. Отношения с социальной средой меняются с возрастом. Вместе с этим меняется и роль среды в развитии человека.
Педагогическая психология тесно связана с психологией детства, отрочества, юности. Она является разделом прикладной психологии, изучающим закономерности обучения и воспитания человека. Здесь рассматриваются проблемы управления процессом усвоения знаний, приемы и навыки интеллектуальной деятельности, выявляются психологические механизмы большей или меньшей результативности процесса обучения, а также особенности выстраивания взаимоотношений учащихся между собой, с преподавателями и родителями и ряд других вопросов [2]. Специальная психология нацелена на познание психологических проблем людей с отклонениями в развитии. К таковым относятся врожденные дефекты мозга (олигофренопсихология), серьезные дефекты слуха (сурдопсихология), слепота или сильно ослабленное зрение (тифлопсихология), психические заболевания (патопсихология) [2].Сравнительная психология занимается изучением сходного и отличного в психической деятельности человека и животного, проблемой соотношения социального и биологического в поведении человека.
Информация по теме:
Кризисные периоды в развитии семьи
Семья – древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Ее уникальность состоит в том, что несколько человек самым тесным способом взаимодействуют в течение длительного времени, насчитывающего десятки лет, т. е. на п ...
Основные механизмы гетеросуггестивной психотерапии
Суггестия – это сообщение, которое гипнотизер адресует субъекту, и, как любое сообщение, призвано особым образом изменить мысли, чувства и поведение рецепиента.
Гипноз относится к взаимодействию между двумя людьми, один из которых опреде ...
Особенности эмоционального развития подростков
О переходном возрасте обычно говорят как о периоде повышенной эмоциональности, что проявляется в лёгкой возбудимости, страстности, частой смене настроения и т. п. Но что же подразумевается под эмоциями? Этой проблемой занимается Г. М. Бре ...