Психологическое изучение агрессивности

Психология » Анализ агрессивности у детей при переходе из начальной школы в среднюю и её соотношение с мотивацией учебной деятельности » Психологическое изучение агрессивности

Страница 1

Рост агрессивности в обществе в целом и в подростковой среде,

в том числе делает проблему изучения агрессивности крайне актуальной. Как в нашей стране, так и за рубежом проблеме изучения агрессивности посвящено значительное количество научных исследований. Изучение агрессивности в психологии имеет давнюю историю. Многие значительные научные школы внесли свой вклад в разработку проблем агрессивности.

Вместе с тем до сих пор в психологии нет четкого определения агрессивности и агрессии. Л.М. Семенюк отмечает, что под агрессией понимаются:

- акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. В этом смысле агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу. (Х. Дельгадо)

– реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы. (А. Басс)

– физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи. (Д. Уилсон),

– злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение,

- сильная активность, стремление к самоутверждению. Такую трактовку агрессия получает, например, в психологии спорта (Л.М. Семенюк, 1998).

Кроме последней трактовки данного понятия, остальные имеют явно негативную окраску. Обобщив различные приведенные здесь определения, можно сказать, что под агрессией понимается поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Важное уточнение данного определения делают Р. Бэрон и Д. Ричардсон (2000), дополняя его тем, что агрессия – поведение, направленное на того, кто не желает подобного обращения.

Агрессивностью обычно называют относительно устойчивую черту личности, выражающуюся в готовности к агрессии (например, А.А. Реан, 2007), а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное (Л.М. Семенюк, 1998, Р. Бэрон и Д. Ричардсон, 2000). В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения.

Для нашего исследования необходимо рассмотреть основные подходы к изучению агрессии и агрессивности.

Психоаналитический подход.

Основоположником психоаналитической теории агрессии является З. Фрейд. Он считал, что агрессивное поведение по своей природе инстинктивное и неизбежно проявляется у человека. В более поздних работах (например, «Лекциях по введению в психоанализ» 1932 г.) Фрейд сформулировал представление о том, что в человеке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт влечения к смерти (танатос). Энергия первого типа направлена на упрочнение, сохранение и воспроизведение жизни. Энергия же второго типа направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этих инстинктов, и между ними существует постоянное напряжение (Р. Бэрон и Д. Ричардсон, 2000).

Этологический подход.

Новое звучание эта тема получила благодаря работам К. Лоренца, который придерживался эволюционного подхода к агрессии, что было схоже с позицией З.Фрейда.

Согласно Лоренцу, агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Он считал, что агрессивная энергия, имеющая своим источником инстинкт борьбы за выживание, генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени (Р. Бэрон и Д. Ричардсон, 2000). В работах многих отечественных авторов (А.А. Реан, 2007, Л.М. Семенюк, 1998) этологическая теория агрессии Лоренца рассматривается как неприемлемая для объяснения агрессии человека в силу того, что имеются качественные различия между психикой животных и человека.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Терминологическая многозначность понятия психической ригидности. Дефиниции психической ригидности
Термин «ригидность» происходит от латинского rigidities, что значит быть негибким, жестким, окостенелым. В психологию этот термин перешел из физики, где им обозначают свойство тел сопротивляться изменению их формы. Противоположное ригидно ...

Факторы, влияющие на формирование климата в рабочем коллективе
На формирование определенного социально-психологического климата оказывают влияние: Совместимость его членов, понимаемая как наиболее благоприятное сочетание свойств работников, обеспечивающее эффективность совместной деятельности и личн ...

Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка - его поступлением в школу. В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма (центральной ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта