эмоциональный благополучие здоровье подросток
В последнее время в России наблюдается огромное внимание к проблеме здоровья. Данной проблемой занимаются такие науки как медицина, философия, психология, которая в настоящее время активно исследует проблему здоровья.
И. В. Дубровина вводит в научный лексикон термин «психологическое здоровье». Под психологическим здоровьем понимается – психологические аспекты психического здоровья, т. е. то, что относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшем проявлением человеческого духа. По мнению автора, психологическое здоровье – это необходимое условие активной и нормальной жизнедеятельности человека. Основная функция психологического здоровья – поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой, требующих мобилизаций ресурсов личности.
Психологическое здоровье – одна из важнейших характеристик личности человека. Оно отражает особенности генезиса и психического развития. Основой психологического здоровья является полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Следовательно, в определении этого понятия заложена возможность развития человека на всём протяжении его жизненного пути. Необходимо добавить требование гармонии не только между человеком и средой, но и между различными составляющими её личности – рациональным и эмоциональным [5].
Эмоциональное состояние долгое время недооценивалось в развитии ребёнка, поэтому, осмысливая закономерности эмоционального развития детей, появилась необходимость во введении нового психологического термина – «эмоциональное здоровье» как составляющей психологического здоровья [22].
Во многом через разработку понятия «эмоциональное благополучие» могут быть раскрыты и более глубоко поняты затруднения в эмоциональной сфере современного человека. Категория эмоционального благополучия в целом более объемна, чем категория эмоционального здоровья. При определении здоровья Всемирной организацией здравоохранения использовалось именно понятие благополучия, так как оно помогает отойти от дихотомии «здоровье» – «болезнь» (от исключительно саноцентристкого подхода) [2] и рассматривать человека и его проблемы системно [2, 21].
Однако использование понятия эмоционального благополучия в качестве самостоятельной, полноценной категории, которая бы позволила системно изучать эмоциональные затруднения человека, во многом осложняется тем, что в самой психологии исследования эмоционального благополучия/неблагополучия носят нечеткий и несистематизированный характер. Таким образом, обобщение и дополнение знаний разных подходов – как практических, так и теоретических, разработка основ универсального подхода к исследованиям эмоционального благополучия являются весьма актуальными.
В настоящее время можно выделить следующие основные проблемы, стоящие перед психологией в контексте исследований эмоционального благополучия:
· выработка единого подхода в определении эмоционального благополучия, которое бы носило системный характер;
· выделение и разграничение (если возможно) критериев определения эмоционального благополучия и неблагополучия;
Информация по теме:
Постановка вопроса о подростковом возрасте в связи с проблемой самооценки
Если мы рассмотрим историю человечества за последние несколько столетий, то обнаружим, что не только уклад жизни людей, быт, производство, культура общества подверглись изменению, но пропорционально этим реорганизационным процессам, измен ...
Признаки развития невроза у школьников
Невроз возникает не сразу, проходя в своем развитии условно выделяемые этапы. В своей работе с детьми специалист должен знать проявления начальных стадии эмоционально-психического нездоровья. К начальным проявлениям невроза традиционно от ...
Психологические особенности студенческого возраста
Студенческий возраст представляет собой особый период жизни человека. По утверждению Б.Г. Ананьева, он является сензитивным периодом для развития основных социогенных потенций человека [23]. Высшее образование оказывает огромное влияние н ...