Если мы рассмотрим историю человечества за последние несколько столетий, то обнаружим, что не только уклад жизни людей, быт, производство, культура общества подверглись изменению, но пропорционально этим реорганизационным процессам, изменился процесс развития человека. Вследствие чего научное представление о процессе онтогенеза человека было «пересмотрено», «дополнено».
Изменения всех сфер общественной жизни, их усложнение привело к тому, что человеку для того, чтобы найти свое место в мире стало требоваться больше времени для своего развития, образования и нахождения в обществе своего места. Результатом стало увеличение времени детства, появление и становление новых возрастов.
К одним из самых молодых возрастов в современной науке относится подростковый и юношеский.
Мы в нашей работе обратимся к изучению подросткового возраста. Этот возраст характеризуется в настоящее время своей «культурной непростроенностью», так как нет культурных форм проживания этого возраста, в отличии, например от дошкольного и младшего школьного, где культурно заданной ведущей деятельностью, задающей ход развития, является игра и учебная деятельность соответственно.
Подростковый возраст большинством автором определяется следующими возрастными границами: от 11-12 до 16 -17 лет.
В ряде работ подростковый возраст определяется как возраст, характеризующийся значительными изменениями самосознания, становлением новой позиции, отношения человека к себе и окружающим. Ф. Дольто называет этот возраст «умирания ребенка и рождения взрослого человека». Не вдаваясь в подробности психоаналитической теории, мы можем привести в одном ряду с высказыванием Ф. Дольто мнение отечественных исследователей, к примеру, Т.В. Драгуновой: «центральное новообразование в личности подростка связано с качественным сдвигом в развитии самосознания в форме возникновения у подростка представлений о себе как уже не о ребенке». Так же Мишель Кле, характеризуя подростковый возраст пишет: «в подростковом возрасте человек стоит на пороге исключительно важных изменений. Так его организм претерпевает глубокие изменения… интеллект преобразуется… в социальном плане, с одной стороны, происходит освобождение от родительской опеки, а с другой - освоение новых отношений со сверстниками, и, наконец, развивается особая субъективная реальность самосознания».
Эрик Эриксон пишет: «Отрочество может быть оценено как период психосоциального моратория, в ходе которого человек … может найти свою «клеточку» в определенном секторе общества».
Из вышеперечисленного мы можем сделать вывод, что основной характеристикой подросткового возраста в психологии является переход от детства к взрослости, сопровождающийся поиском подростком ответа на вопрос кто он такой, каково его место в мире, и что этот переход является внутренне труднопреодолимым для подростка.
До сих пор продолжается спор о том, к какому типу возрастов относится подростковый - к стабильному или к критическому. К.Н. Поливанова вслед за Л.С. Выготским и Д.Б. Элькониным разделяет подростковый возраст на две составляющие: предподростковый кризис и стабильный подростковый возраст. Особенность подросткового возраста заключается в том, что негативные симптомы, характерные для критических возрастов: трудновоспитуемость, отрицание и другие, проявляются на протяжении всего возраста, что дает основания для предположения о том, что весь подростковый возраст является кризисным. К.Н. Поливанова не согласна с такой точкой зрения Л.И. Божович, объясняя кризисную симптоматику так: «подростковый возраст, возникший лишь около ста лет назад, не нашел в современной культуре способов своего разрешения, подобно более древним возрастам».Д.Б. Эльконин полагает возраст как конкретно-историческую категорию, что означает возникновение и содержательное наполнение периодов детства вследствие развития общества, усложнения средств производства и отношений между людьми.
Появление подросткового критического возраста как следствие развития культуры впервые обозначил Л.С. Выготский: «Рост культуры не только усиливает критичность переходного возраста, но культура вообще впервые создает этот кризис. Вне культурного развития о кризисе переходного возраста вообще не приходится говорить».
Информация по теме:
Психолого–педагогическая характеристика старших дошкольников с общим
недоразвитием речи
Впервые теоретическое обоснование проблемы общего недоразвития речи было сформировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей школьного и дошкольного возрастов, проведенных Левиной Р.Е. и коллекти ...
Рекомендации по профилактике агрессивного поведения умственно отсталых детей
подросткового возраста
Важнейшим условием эффективной социализации и предупреждения становления агрессивных форм поведения умственно отсталых подростков является развитие мотивации привязанности, посредством которой ребенок научается желать интереса, внимания и ...
Содержание Я-концепции
я Я-концепция состоит из многочисленных образов Я, которые служат более частными характеристиками. Существуют разные критерии для их классификации. По временной отнесенности можно выделить образы «Я в настоящем», «Я в будущем», «Я в прошл ...