Эмоциональное здоровье и эмоциональное благополучие

Психология » Психологические условия эмоционального благополучия подростков » Эмоциональное здоровье и эмоциональное благополучие

Страница 2

· выделение и разграничение (если возможно) основных факторов, которые определяют состояния эмоционального благополучия/неблагополучия, систематизация, выявление их соотносительной значимости;

· возможная диагностика (прямая и/или косвенная) эмоционального благополучия;

· выработка и выбор из уже известных практических рекомендаций и методик воздействия с целью достижения эмоционального благополучия.

Различные исследования эмоционального благополучия начинаются, прежде всего, с его определения. В соответствии с этим целью нашего исследования стало выявление подходов к определению понятия «эмоциональное благополучие».

В настоящий момент времени существует несколько направлений исследований эмоционального благополучия, которые не противоречат, а скорее взаимодополняют друг друга. Рассмотрим каждое из них.

1. Изначально эмоциональное благополучие рассматривалось в контексте изучения эмоционального самочувствия детей и подростков (О. И. Бадулина, Л. И. Божович, Т. В. Драгунова, М. В. Зиновьева, О. А. Идобаева, В. Р. Лисина, В. И. Самохвалова, Т. Я. Сафонова, Л. С. Славина и др.). В рамках этого направления эмоциональное благополучие может быть определено как положительная направленность (положительный знак) эмоционального самочувствия [2, 7]. При этом исследователи эмоционального самочувствия детей и подростков раскрывают скорее содержание эмоционального неблагополучия. Тогда получается, что эмоциональное благополучие – это то, чем не является эмоциональное неблагополучие; это противоположность эмоционального неблагополучия.

2. Эмоциональное благополучие также рассматривается в контексте значения эмоций в жизни человека, функций, выполняемых ими (Л. М. Аболин, О. А. Воробьева, В. Р. Сары-Гузель). Эмоциональное благополучие человека связано как с характером переживаемых эмоций, так и с возможностью и умением эти эмоции выражать. В рамках этого направления исследований оно может быть определено как показатель успешности эмоциональной

регуляции человека (т.е. насколько «хорошо», полноценно эмоции могут выполнять свои функции в жизнедеятельности отдельного человека) [1, 6, 21].

3. Более объемное представление об эмоциональном благополучии может быть получено за счет рассмотрения его как неотъемлемой и составной части психологического благополучия личности в целом (М. С. Дмитриева, М. Ю. Долина, Л. В. Куликов). В русле того подхода эмоциональное благополучие (неблагополучие) может быть определено как интегральная характеристика (интегральное переживание), в которой сфокусировались чувства, обусловленные успешным (или неуспешным) функционированием всех сторон личности [12, 14]. Кроме того, эмоциональное благополучие отражает не только знак (полярность) тех или иных эмоциональных проявлений, но и возможность личности эффективно регулировать любые из этих проявлений. Психологическое благополучие тесно связано с другими характеристиками – такими, как «счастье», «удовлетворенность жизнью», «субъективная оценка качеством жизни» [13]. Следовательно, и эмоциональное благополучие, находясь в неразрывном единстве с психологическим благополучием, связано с ними.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Понятие гендера, его изучение в отечественной и зарубежной психологии
Современная психологическая наука различает понятия пол и гендер (gender). Традиционно первое из них использовалось для обозначения тех анатомофизиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как му ...

Выводы
Анализ результатов, полученных в ходе проведенного исследования нейропсихологического статуса детей с диагнозом – аутизм, позволяет нам говорить о том, что имеют место определенные особенности протекания высших психических функций и сдела ...

Основные направления социально-педагогической профилактики нарциссического поведения подростков
Социальный педагог – ключевая фигура, призванная объединить усилия семьи, школы, общественности, для оказания помощи ребенку. В 1991 году в России официально введен институт социальных педагогов. Социальная педагогика как наука стала акт ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта