Особенности социализации детей с синдромом Дауна

Психология » Программа социально-психологической адаптации детей с синдромом Дауна » Особенности социализации детей с синдромом Дауна

Страница 2

3. Дети не имеют возможности получить реабилитационные и коррекционные услуги мультидисциплинарной команды, даже находясь в дошкольном учреждении.

4. Постепенно родители теряют надежду, что это «пройдет» само по себе без помощи специалистов.

Поэтому для интеграции детей с синдромом Даунв необходима их «первичная подготовка», которая осуществляется, как правило, в специализированных ДОУ [27, c. 68].

Право детей с синдромом Дауна, как и других ребят с ограниченными возможностями, на максимальную социальную адаптацию, то есть на посещение обычных детского сада и школы, в России закреплены законодательно. Согласно Конвенции о правах ребенка (одобрена Ген. Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.), ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 г. №1559–1, «дети-инвалиды с отклонениями в умственном развитии, в том числе дети с синдромом Дауна, дети с множественными психофизическими нарушениями, имеют право на получение образования и реабилитацию в условиях наибольшей социальной интеграции в системе общего или специального (коррекционного) образования».

В настоящее время существует программа реабилитации детей с синдромом Дауна, у истоков которой стоит Центр Психологии при журнале «Мир Семьи». Данная программа имеет несколько этапов: от создания правильной информированности мам еще в родильных домах и медико-педагогического сопровождения семьи – через подготовку этих детей в раннем возрасте – к совместному обучению в детских садах, а потом в школах. По словам представителя Министерства Образования, в ближайшем будущем планируется открыть несколько классов обычных школ для инклюзивного образования детей с синдромом Дауна вместе со здоровыми сверстниками.

В Москве, в результате сотрудничества Ассоциации Даун Синдром и других общественных организаций с Московским комитетом образования больше половины детей с синдромом Дауна дошкольного возраста, из тех, кто воспитывается в семьях, посещает обычные или коррекционные детские сады. Постепенно под влиянием родительских организаций меняется отношение специалистов, государства и общества к таким детям. Согласно исследованиям, все дети показывают лучшие успехи в образовании в условиях интеграции [20, c. 53].

Находясь среди типично развитых сверстников, особый ребенок получает примеры нормального, соответствующего возрасту поведения. Посещая школу и детский сад по месту жительства, эти дети имеют возможность развивать взаимоотношения с детьми, живущими по соседству. Посещение обычной школы является ключевым шагом к интеграции в жизнь местного общества и общества в целом.

Дети со средними и даже с тяжелыми нарушениями учатся читать и писать, общаются с окружающими их «здоровыми» людьми. Они овладевают этими умениями не потому, что им дают какое-то «лекарство», а потому, что их учили тому, что нужно, тогда, когда нужно, и так, как нужно. В нашей стране также создаются центры ранней педагогической помощи и начинаются попытки интегрированного образования таких детей. В 1998 г. Министерство Образования России рекомендовало к широкому использованию Программу ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки», авторы: М. Питерси, Р. Трилор [7, c. 142].

В рамках сенсорного воспитания осуществляется первый этап адаптации ребёнка с синдромом Дауна в социум. Развитие мышления происходит в результате (как следствие) сенсорного воспитания и первые этапы его развития обеспечиваются сенсорным воспитанием.

Рассмотрим основные этапы адаптации ребенка с синдромом Дауна, имеющего признаки аутизма. Когда аутичный ребенок впервые приходит на занятия, то он испытывает чувство напряженности. Переступает с ноги на ногу, прячется за родителей или, напротив проявляет активность. Начинает бегать по кабинетам, не останавливаясь ни на минуту, громко протестует против попытки его остановить. Ребенок чувствует дискомфорт, который провоцирует и без того повышенную тревожность. Необходимо дать возможность аутисту изучить помещение, ознакомиться с предметами и игрушками, которые его заинтересовали.

Как только ребенок успокоился и почувствовал себя в безопасности, можно сказать, что первый самый маленький шаг уже пройден. Если помещение ДОУ оборудовано таким образом, что ребенок не имеет ассоциаций со стрессовыми для него ситуациями, это происходит очень быстро. Помочь здесь может цветовая гамма оформления, приятный свет, а главное, большое количество игрушек и удобное для игры оборудование.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Я-концепция личности
Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом, процесс, происходящий внутри реального общ ...

Бихевиоризм
Одним из пионеров бихевиористского движения был Эдвард Торндайк (1874-1949). Сам он называл себя не бихевиористом, а «коннексионистом» (от англ, «коннексия» — связь). Однако об исследователях и их концепциях следует судить не по тому, как ...

Семейные факторы житейской психологии
С точки зрения обыденного сознания для понимания семейных отношений вполне хватает здравого смысла и «богатого» жизненного опыта. Ю.Б. Гиппенрейтер подчеркивает, что источник житейской психологии — индивидуальный опыт — случаен, интуитиве ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта