Психофизиологические особенности одаренности

Психология » Одаренность. Психофизиологические основы одаренности » Психофизиологические особенности одаренности

Поскольку одаренность тесно связана со способностями, вначале будет рассмотрена связь способностей с типологическими проявлениями свойств нервной системы, а затем обозначены некоторые психофизиологические особенности организма одаренных людей.

Взаимосвязь познавательных способностей и типологических особенностей. Любая деятельность предъявляет высокие требования к познавательным способностям: восприятию, вниманию, памяти, мышлению. Установлено, что концентрация и устойчивость лучше у лиц с сильной нервной системой, а переключение внимания – у людей со слабой нервной системой. Концентрация внимания зависит от баланса нервных процессов, а переключение внимания – от их подвижности. Соответственно, у лиц с сильной нервной системой отмечается способность к концентрации внимания, а у лиц со слабой нервной системой – к распределению внимания.

Произвольная память на числа, геометрические фигуры, рисунки, слова лучше у тех, кто отличается инертностью нервных процессов и низкой лабильностью, а непроизвольная память лучше у лиц с высокой лабильностью нервной системы. Текст лучше запоминают обладатели слабой нервной системы, а наглядные объекты – обладатели сильной нервной системы. Но эффективность запоминания зависит и от уровня мотивации. Объём же запоминания больше у лиц с преобладанием возбуждения по «внешнему» балансу, инертностью торможения и низкой лабильностью, а быстрота больше у лиц с сильной нервной системой, инертностью возбуждения и низкой лабильностью.

Быстрота же формирования зрительного образа обусловлена такими проявлениями свойств нервной системы: слабость нервной системы, средняя выраженность подвижности возбуждения и торможения, преобладанием «внешнего» торможения (у мужчин) и уравновешенности по «внутреннему» балансу (у женщин). От этих же свойств зависит и объем зрительного восприятия.

Скорость реагирования выше у лиц со слабой нервной системой, чем у лиц с сильной нервной системой.

Выносливость к динамической работе больше у лиц с сильной нервной системой, а выносливость к удержанию статических усилий – у имеющих слабую нервную систему, [5].

Для артистов цирка, таких как акробаты-темповики, жонглеры и иллюзионисты, характерна слабая нервная система, высокая подвижность нервных процессов, преобладания возбуждения над торможением по «внешнему» балансу. Для силовых акробатов, гимнастов и джигитов характерны слабая нервная система, инертность возбуждения и уравновешенность нервных процессов по «внешнему» балансу. У канатоходцев и эквилибристов слабая нервная система, подвижность нервных процессов, уравновешенность по «внешнему» балансу и преобладание торможения по «внутреннему». У клоунов определено наличие большой и средней силы нервной системы, а так же инертность нервных процессов. Было установлено, что слабая нервная система способствует проявлению артистизма.

У артистов балета были установлены, что эмоциональность, артистичность и «танцевальность» связаны с подвижностью нервных процессов и преобладанием возбуждения по «внешнему» балансу.

Музыкантам же присуща слабая и высоколабильная нервная система, [5].

Ученый В.П. Эфроимсон исследовал физиологические особенности одаренных людей и гениев. В результате этого он выделил 5 «стигм» гениальности.

1. Подагра. Мочевая кислота по своей химической природе очень близка к таким известным стимуляторам умственной деятельности, как кофеин и теобромин (содержится в чае и кофе) и мочевая кислота отсутствует в крови почти всех млекопитающих, так как расщепляется специфическим ферментом - уриказой. Накопление мочевой кислоты в крови служило стимуляцией мозговой деятельности.

2. Передающийся по наследству синдром Марфана, или «синдром Авраама Линкольна». При синдроме Марфана количество катехоламинов в крови повышено постоянно. И талантливые, одаренные обладатели синдрома Марфана отличаются огромной энергией и способностью к напряженному, длительному инеллектуальному труду.

3. Синдром Морриса - который вызван мужским набором хромосом, ведущих к образованию семенников, обычно хорошо прощупывающихся в виде легкой паховой грыжи у женщин. Физиологически необычайно высокий интеллектуальный и физический уровень вызван тем, что соматические ткани не реагируют на мужской гормон, в избытке продуцируемый собственными семенниками, и он остается как бы не связанным, свободным, циркулируя в крови, тонизируя и умственную, и физическую энергию.

Информация по теме:

Роль тренера в спортивном коллективе
Успех спортивной команды во многом обусловлен стилем руководства со стороны тренера. Широта взглядов, уровень знаний, навыков, умений, авторитет, любовь к своему виду спорта и воспитание настойчивости, умение сплотить дружный коллектив, р ...

Эмоциональные проблемы в речевой коммуникации
Развитие понятия «общение» в трудах ведущих ученых прошлого определило существование основных проблем речевого поведения личности. Изучению социальной и индивидуально-личностной природы высказывания посвящено много исследований современны ...

Адаптация детей в ДДУ
По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет: 1. В яслях - 7-10 дней 2. В детском саду в 3 года - 2-3 недели 3. В старшем дошкольном возрасте - 1 месяц Конечно, каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуа ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта