Понятие об агрессии

Психология » Изучение агрессивности студентов как социально-психологического феномена » Понятие об агрессии

Страница 5

Агрессивные действия могут быть как произвольными, так и непреднамеренными. Неприемлемое непреднамеренное агрессивное поведение может быть как случайным, так и слабо осознаваемым. Так, в состоянии физиологического аффекта сознание сужается, резко снижается самоконтроль, и личность может совершить опасные агрессивные действия, не отдавая себе полного отчета в происходящем. Отдельно следует упомянуть о патологической агрессии, которая может быть следствием психотического состояния и требует медицинского вмешательства. Иррациональные убеждения, внутренние голоса, параноидальная подозрительность, идеи о божественных посланиях, мания величия – все это может выступать как субъективно воспринимаемое средство самозащиты, воплощение идеи мессианства, проявления героизма и т. д.[1]

А. Басс и А. Дарки выделяют следующие 5 видов агрессии: 1.Физическая агрессия - физические действия против кого-либо; 2.Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость); 3. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы); 4. Косвенная агрессия, направленная (сплетни, злобные шутки) и ненаправленная (крики в толпе, топанье); 5. Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.[9]

В противоположность эволюционно-генетическому подходу, выступает также психоаналитический подход. Агрессия здесь считается инстинктом смерти, разрушения. Агрессивная энергия вырабатывается у индивида непрерывно и со временем ищет выхода. Если с момента последнего открытого проявления агрессии прошло много времени, раздражителя вообще не требуется, взрыв агрессии происходит спонтанно.[1,12]

К ситуативной теории агрессии относится подход Дж. Долларда, который рассматривал агрессию как следствие фрустрации, аверсивной (крайне неприятной) стимуляции. Доллард считал, что фрустрация (помеха, раздражение) всегда приводит к агрессии, а агрессия всегда является следствием фрустрации. Позднее это положение расширил Н. Е. Миллер, предположивший, что в тех случаях, когда индивидуумы проявляют агрессию не по отношению к своим фрустраторам, а по отношению к другим людям, выбор агрессором жертвы в значительной степени обусловлен тремя факторами: (1) силой побуждения к агрессии; (2) силой факторов, тормозящих данное поведение и (3) стимульным сходством каждой потенциальной жертвы с фрустрировавшим фактором.

Теория социального научения агрессии А. Бандуры постулирует. Что агрессивное поведение представляет собой сложную систему навыков, требующих длительного и всестороннего научения. Чтобы усвоить способы разрушительных действий, человек должен наблюдать их социальные образцы, встречать поощрение при их демонстрации и внутренне одобрять собственные «успехи» в причинении ущерба другим людям. Поощрение и наказание являются регуляторами агрессивного поведения, отвечают за усиление или сдерживание деструктивных действий. [1]

Когнитивные модели помещают в центр рассмотрения эмоциональные и когнитивные процессы, лежащие в основе агрессивного поведения. Согласно этим теориям, характер осмысления или интерпретации индивидом чьих-то действий, например как угрожающих или провокационных, оказывает определяющее влияние на его чувства и поведение. В свою очередь, степень эмоционального возбуждения или негативной аффектации, переживаемой индивидом, влияет на когнитивные процессы, занятые в определении степени угрожающей ему опасности.[4]

Таким образом, мы выяснили, что существует многообразие концепций и теорий, посвященных поиску причин происхождения феномена агрессии, сделали попытку рассмотреть наиболее знаменитые из них. Анализ этих подходов показал, что агрессия может проявляться в виде форм и реакций, разных по сложности и степени выраженности, что она может быть как практически неопасной для индивидуума и окружающих его людей, так и обладать разрушительной силой, которая может причинить непоправимый вред другим. Также стало ясным, что агрессия имеет некоторое животное происхождение, на уровне генов, и возможно, есть ни что иное, как инстинкт, вполне положительный, так как служит адаптации в окружающей среде и сохранению особи и вида. Необходимо также различать понятия «агрессия» и «агрессивность», где первое характеризуется как акт поведения, второе же является свойством личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Формирование и изменение социальных установок
Психологически воспитание во многом означает формирование и изменение социальных установок человека. Напомним, что социальная установка имеет три компонента: знания, эмоции и действия. Соответственно, воспитание социальных установок своди ...

Общая структурно-функциональная модель работы мозга
Поскольку психические процессы человека являются сложными функциональными системами, не локализованы в узких, ограниченных участках мозга, а осуществляются при участии сложных комплексов совместно работающих мозговых аппаратов, является н ...

Социально-психологические особенности детей с синдромом Дауна
Подчиняясь, в целом, общим закономерностям психического развития, развитие аномального ребенка имеет и ряд собственных закономерностей, в определении которых важную роль сыграли исследования отечественных дефектологов, особенно Л.С. Выгот ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта