Понятие об агрессии

Психология » Изучение агрессивности студентов как социально-психологического феномена » Понятие об агрессии

Страница 1

Теории и концепции, объясняющие механизм ее возникновения.

Агрессия – психологическая характеристика, присущая в настоящее время практически всем людям. Прогресс в науке и технике, привнесший в нашу жизнь огромное разнообразие диковинных аппаратов, механизмов, в общем нововведений, свидетельствует не только о все более увеличивающихся способностях человеческого мышления, но и о том, что этот самый прогресс со своими новшествами поспособствовал и прогрессу агрессии и насилия. Подобное явление можно наблюдать повсюду. И, если прислушаться к себе, к своему внутреннему, то осознаешь, что все-таки есть в тебе некоторый процент непонятной злости на окружающих и, вследствие этого, на самого себя. Это очень существенная проблема, к которой необходимо серьезно подойти и пытаться всеми силами разрешить. В связи с этим мы обратимся к тому, как понимали и понимают феномен агрессии с точки зрения научной психологии.

Безусловно, причины возникновения и проявления агрессии не все видят с одной стороны и сходятся в едином мнении. В психологии и других науках существует множество различных концепций и теорий по данной проблематике. А. Реан предпринял попытку объединить их всех и , таким образом, сформулировал два полярных подхода, названные им этико-гуманистический и эволюционно-генетический. Однако, прежде чем перейти к их рассмотрению, для обеспечения адекватности изложения и восприятия определим основные понятия.

Под агрессией, несколько сужая Э. Фромма, будем понимать любые действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному.[7] Если говорить о внутривидовой агрессии, то определение становится еще более кратким и должно связываться с причинением ущерба другому человеку или группе людей. Понятия агрессия и агрессивность не синонимичны. Под агрессивностью в дальнейшем будем понимать свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии по отношению к другому. Различие понятий агрессия и агрессивность ведет к важным следствиям. С одной стороны, не за всякими агрессивными действиями субъекта действительно стоит агрессивность личности. С другой стороны, агрессивность человека вовсе не всегда проявляется в явно агрессивных действиях. В случаях агрессивных действий неагрессивной личности в основе генеза, первопричины этих действий, лежит фактор ситуации. В случае же агрессивных действий агрессивной личности во взаимодействии трансситуативных и ситуационных факторов примат принадлежит личностным качествам.[19] Т. е. агрессия – это процесс, имеющий специфическую функцию и организацию, это специфическая форма поведения. Агрессивность же есть свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений[4].

Другие авторы, например, Л. Бендер, говорит об агрессии как тенденции приближения к объекту или удаления от него, а Ф. Алан описывает ее как внутреннюю силу, дающую человеку возможность противостоять внешним силам. А. Басс определяет агрессию как «реакцию», в результате которой другой организм получает болевые стимулы, а Уилсон как «физическое действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи». Н. Д. Левитов описал состояние агрессивности как стеничное переживание гнева с потерей самоконтроля.[1]

Этико-гуманистический подход. Идеи различных концепций, входящих в этот подход, так или иначе восходят к этическим традициям христианского учения. С точки зрения христианства, агрессия как действие, причиняющее вред другому, однозначно оценивается как зло. Уже основные заповеди провозглашают: не убий, не укради, не судите, да не судимы будете. Они же запрещают действия, реально оказывающие вред, или направленные на причинение физического или психического (морального) ущерба. Неприемлемой оказывается и агрессивность как свойство личности: возлюби ближнего своего, любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас. Готовность к агрессии осуждается не только на поведенческом (практическом) уровне, но и на когнитивном: и что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в своем глазу не чувствуешь.

В психологии, в рассматриваемый этико-гуманистический подход к проблемам агрессии, наиболее последовательно вписывается гуманистическая психология (А. Маслоу, Дж. Роджерс, В. Франкл). Сам дух ее проникнут позитивным отношением к человеку, стремящегося к наиболее полной самоактуализации, верой в его силу и позитивность личностного потенциала. Конечно, представители гуманистической психологии не настолько наивны, чтобы идеализировать человека, представлять его себе свободным от всяких негативных влечений. Человеку присущи разные, в том числе и негативные импульсы. Человек обладает влечениями, однако влечения не владеют им (В. Франкл). Иначе говоря, необходимо не отрицать наличие агрессивных импульсов, но необходимо видеть принципиальную разницу между агрессивными импульсами(1), агрессивным импульсивным поведением (2) и свободным (зрелым) поведением личности. Отсутствие такого разграничения, игнорирование относительной свободы личности, ее поведения о собственных же импульсивных влечений ведет к фатальной агрессии. Ибо в этом случае агрессивные импульсы оправдывают агрессивное поведение, превращаясь в своеобразное алиби. Однако, как справедливо замечает Франкл, «человек не перестает ненавидеть, пока его учат, что ненависть создается импульсами и механизмами. Но это он сам ненавидит!».[11]

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Спортивная психология в системе наук
Спортивная психология – одно из тех направлений психологии, которые изучают специфику конкретных видов деятельности человека: таких, как психология труда, психология игры, педагогическая психология (психология обучения, воспитания, психол ...

Психологические рекомендации по формированию взаимопонимания между взрослыми и подростками
Как мы уже отметили, у подростка по сравнению с младшим школьником появляется в отношении к взрослому нечто новое. Подросток начинает оценивать более критично слова и поступки взрослого, у него неизмеримо возрастают требования к поведению ...

Сущность и содержание понятия внимание
Прежде чем приступить к практическому исследованию методик диагностики внимания школьников отметим ряд важных моментов, так например одним из определений внимания в психологии является предложенное Н.Ф.Добрыниным понимание внимания как на ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта