Понятие об агрессии

Психология » Изучение агрессивности студентов как социально-психологического феномена » Понятие об агрессии

Страница 3

Фрустрация агрессивного инстинкта заставляет страдать каждого человека цивилизации, делает всех в той или иной мере психопатами; не находящая выхода во вне агрессия, будучи вытесненной, ведет к тяжелым повреждениям и невротизации.[12]

Понятно, что здесь эволюционно-генетическая концепция агрессии вступает в острое противоречие с этико-гуманистическим подходом. Однако хотелось обратить внимание и на другое обстоятельство. Вызывает значительные сомнения вообще обоснованность представлений о том, что цивилизация, современное общество блокирует проявление «естественно-агрессивных» склонностей человека (так ли?), и что такая фрустрация, заставляя страдать индивида, ведет к болезням цивилизованного человека – неврозам и психосоматическим расстройствам. Можно найти немало доказательств тому, что современная цивилизация не только не подавляет, но, напротив, стимулирует проявление агрессии и культивирует насилие. Агрессивно-конкурентное взаимодействие как стратегия жизни характерно как раз для обществ, продвинутых по пути цивилизации. Не случайно именно в наше время описана личность типа А, паттерн которой образуют выраженное стремление к успеху, мотивация первенства, конкурентная доминанта, напористость, агрессивность. Распространенность этого типа в популяции варьирует в широких границах (от 45 до 76%), достигая максимума как раз в наиболее цивилизованных странах. [17]

Представления о том, что фрустрация агрессивных инстинктов заставляет страдать индивида и является причиной неврозов, логичным образом приводят к идее катарсиса, отреагирования. Не нашедшая выхода агрессия – это плохо, потому что грозит индивиду тяжелыми разрушениями.[12] Но сегодняшний человек потому и страдает от недостаточной разрядки агрессивных инстинктов, что цивилизационный уклад не дает возможности для нормальных проявлений естественных наклонностей и разрядки агрессивных побуждений.[5] Так как вытеснение агрессии не решает проблемы, то в известной мере нужно разрушить другое и других, чтобы не разрушить самого себя. Однако цивилизованный порядок и этика не очень-то одобряют идею и реальные попытки разрушения других.

Наряду с теорией Лоренца, направленной на поиск истинной природы агрессии, в рамках эволюционно-генетической концепции можно выделить социобиологический подход, в котором основной аспект в изучении агрессии связывается с влиянием генов, т. к. они обеспечивают адаптивное поведение. Гены «приспособлены» до такой степени, что вносят свой вклад в успешность репродукции, благодаря чему гарантируется их сохранение у будущих поколений. Таким образом, индивидуумы, скорее всего, будут содействовать выживанию тех, у кого имеются схожие гены (т. е. родственников), проявляя альтруизм и самопожертвование, и будут вести себя агрессивно по отношению к тем, кто от них отличается или не состоит в родстве, т. е. у кого наименее вероятно наличие общих генов. [1]

Строго говоря, из общей идеи эволюционно-генетического подхода к агрессии не обязательно следует, что агрессия носит не реактивный, а спонтанный характер. Агрессия, скажем, вполне могла бы эволюционно закрепляться как целесообразный инстинкт выживания, защиты от внешних угрожающих действий. Однако если исходить не только из эволюционного закрепления агрессивности, но и из непрерывного эволюционного отбора особо агрессивных индивидов, то вполне логичным следствием становится представление о спонтанной природе агрессивности человека.

Мы видим, что наряду с изучением природы агрессии делаются попытки и оценить этот феномен в парадигме плохо – хорошо, хотя психология как наука естественная могла и отказаться от подобных размышлений. Но психология как наука гуманитарная не может игнорировать проблему оценки агрессии. Тем более она не может этого сделать потому, что это наука о человеке. [19]

В вопросе об оценке агрессии, как уже было показано, эволюционно-генетический и этико-гуманистический подходы занимают прямо противоположные позиции. В целом, отдавая предпочтение этико-гуманистической концепции, нельзя не признать, хотя бы в определенной мере, обоснованности представлений об адаптивной функции агрессии. Преодоление этого противоречия невозможно в рамках рассмотрения агрессии вообще, вне выделения ее структуры и видов. Однако здесь возникают новые проблемы, связанные с выбором основания структурирования. Возможным подходом может быть, например, выделение уровневой структуры агрессии, где основанием различения является количественный критерий силы агрессивных действий или степени агрессивности личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Эпоха расцвета классической древнегреческой культуры
Эмпедокл Акрагантский (5 в. до н.э.). Основу учения Эмпедокла – врача и философа – составляет концепция о четырёх стихиях, которые образуют «корни» вещей. Этими корнями являются Огонь, Воздух, Вода и Земля. Они заполняют всё пространство ...

Причины агрессии
С какого момента можно утверждать, что ребенок неестественно агрессивный? Возможно, используя современные методы медицинской диагностики, можно выявить некоторые психические отклонения и болезни уже на стадии беременности. Но как быть с а ...

Нарушения пищевого поведения
По данным эпидемиологических исследований в большинстве экономически развитых стран мира прослеживается отчётливая тенденция к увеличению числа больных с нарушением пищевого поведения, сопровождающегося тяжёлыми соматоэндокринными расстро ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта