Психологические особенности младшего школьного возраста

Психология » Механизмы психической ригидности у первоклассников » Психологические особенности младшего школьного возраста

Страница 5

К началу младшего школьного возраста содержанием самооценки являются состояние умений, связанных с выполнением практической деятельности, а также моральные качества, выражающиеся в подчинении или неподчинении правилам поведения, выделенном в семье или школе.

Не менее важное значение имеет открытие и осмысливание ребенком в начале школьного возраста своих собственных переживаний. Л.С. Выготский связывал это новообразование с кризисом 7 лет. Он отмечал, что в младшем школьном возрасте ребенок открывает мир своих переживаний, происходит осмысленная ориентировка в своих чувствах. Переживания ребенка приобретают смысл, он осознает свои чувства в данный момент. Также в этот период возникает обобщение переживаний, или «логика чувств»; появляется определенный уровень запросов к самому себе, к своему успеху. Возникновение внутренней жизни – чрезвычайно важный фактор, потому что с этого момента ориентация поведения осуществляется внутри этой внутренней жизни. [5, с.83]

Появление иерархической структуры переживаний, с одной стороны, становится аффективной основой развития способности к символизации, с другой – побуждает ребенка ощутить отдельность своего мира, неоднозначность его отношений с нравственными правилами.

В младшем школьном возрасте во взаимоотношениях ребенка и взрослых происходят изменения – взрослые выполняют функции руководства и обучения, а ребенок выполняет роль ученика. Все это создает новую ситуацию развития. Л.И. Божович называет данный период «периодом рождения социального Я». Именно в это время у ребенка формируется «внутренняя позиция», порождающая потребность занять новое место в жизни и выполнять новую общественно значимую деятельность. Это связано и с расширившимися познавательными возможностями младших школьников. [3, с.103]

Развитие взаимодействия младшего школьника со сверстниками, совместная сюжетно-ролевая игра с ними стимулирует переживания ребенка, позволяет выбрать из всего богатства впечатлений наиболее для себя нужные. Это, несомненно, влияет на развитие самооценки ребенка младшего школьного возраста. Аффективная жизнь компании начинает обеспечивать потребности саморегуляции ребенка, опробуются новые формы отношений с миром: складываются индивидуальные привязанности и эмоциональное сопереживание, детьми совершаются реальные рискованные вылазки, в которых происходит с одной стороны, аффективное освоение окружающей действительности, а с другой – определение своих собственных качеств и возможностей.

В дополнение к индивидуальному аффективному стереотипу, сложившемуся к кризису семи лет, ребенок самостоятельно осваивает механизмы эмоционального контроля. Он теперь сам ищет компромисс между выполнением того, что он должен делать, и что ему хочется. В рамках развития средств аффективной саморегуляции значительное место занимает разработка механизмов экспансии, определяющей уровень притязаний ребенка, из которого и формируется самооценка.

Одно из условий развития самооценки ребенка в младшем школьном возрасте – это расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка. Критерием наличия или отсутствия каких-либо способностей является успех или неуспех ребенка в какой-либо деятельности. Путем прямой проверки своих сил в реальных условиях жизни ребенок постепенно приходит к пониманию границ своих возможностей.

В младшем школьном возрасте ребенок имеет относительно богатый собственный опыт, обладает способностью наблюдать и анализировать действия других людей и свои собственные. В привычных ситуациях оценки окружающих принимаются младшим школьником только в том случае, если они не противоречат его личному опыту. Такое сочетание факторов развития самооценки характерно не для всех детей, фактически достигших младшего школьного возраста, а только для тех, общий уровень психического развития которых соответствует переходному периоду – кризису семи лет. [9, с.172]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по теме:

Возрастные стадии психического развития
К.Юнг считал, что завершенное психическое развитие делает возможной непрерывную связь «Я» с бессознательным, так как высвобождает психическую энергию - внутренний процесс развития, который длится в течение всей жизни, причем может направл ...

Патология чувств
К патологии чувств относятся следующие: Адинамия (др. - греч. ἀδυναμία - бессилие) - резкий упадок сил, мышечная слабость, сопровождающаяся значительным уменьшением или полным прекращением двигат ...

Понятие девиантного поведения
Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как следование им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклоне ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта