Механизмы психической ригидности у первоклассников

Психология » Механизмы психической ригидности у первоклассников

«Одним из условий психической цельности индивида и его психического здоровья является гибкость в оценке самого себя, а также в умении под напором опыта переоценивать ранее сложившуюся систему ценностей, учитывать критерии практики, проявлять новое отношение к изменяющейся среде». [10, с.15]

Исследования последних лет подтверждают, что подавляющее большинство отклонений в развитии личности опосредовано сложным взаимодействием множества предикторов, в которых одну из важнейших ролей играют психологические характеристики личности.

Ригидность относится к базовым свойствам личности человека и влияет на формирование и проявление более частных личностных черт. Гибкость, как личностная характеристика, является одним из факторов, предопределяющих возможность успешного разрешения человеком широкого спектра жизненных проблем и эффективной адаптации к изменяющимся условиям внешней среды. Ригидный способ реагирования как устойчивая личностная характеристика препятствует становлению психического гомеостаза при изменении внешней ситуации за счет фиксации неэффективных поведенческих стратегий. Согласно мнению ряда авторов, ригидность и гибкость являются полюсами единого континуума, т.е. между ними существует отрицательная корреляция. Гибкость в оценке самого себя, а также в умении под напором опыта переоценивать ранее сложившуюся систему ценностей является одним из условий психической цельности индивида и его психического здоровья.

Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством – поступлением ребенка в школу. Новая социальная ситуация вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованной производительности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с приобретением навыков учебной деятельности, а также за умственное развитие.

Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него как стрессогенная. У каждого ребенка, поступившего в школу, повышается психическая напряженность. Это отражается не только на физическом здоровье, но и на поведении ребенка. Ребенку предстоит преодолеть навалившиеся на него испытания.

Исследованиями Залевского Г.В. [11] доказано, что психическая ригидность как характеристика ребенка 6-7 лет затрудняет процесс адаптации его к школе и вызывает целый ряд дополнительных сложностей. Для ригидных детей нарастание и стабилизация дезадаптационного поведения происходит к третьему классу по мере накопления негативных эмоций и неудовлетворенности, и в этом возрасте корректируется уже значительно труднее.

Информация по теме:

Структурализм
На рубеже XIX и XX вв. структурализм был самой распространенной и значительной психологической школой в США. Основатель этой школы Э. Титченер (1867-1927). Титченер называл свою теорию структурализмом, поскольку считал, что предметом пси ...

Проблемы психологии игры в отечественной психологической науке
В дореволюционной русской психологии наиболее значительные высказывания об игре принадлежат К.Д. Ушинскому и А.И. Сикорскому. К.Д. Ушинский, по традиции того времени, рассматривал игру в связи с работой воображения, хотя и считал ошибочны ...

Психология организованной преступности
Организованная преступность – функционирование устойчивых социально организованных преступных групп, имеющих материальную базу и коррумпированные связи с властными структурами в целях незаконного обогащения и самозащиты от социального кон ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта