Выявление этой стороны психической ригидности вызвано тем, что она может выступать и в виде преходящей характеристики поведения разной степени длительности. Наблюдается эта динамичность поведения, по мнению исследователей, при психоэмоциональном напряжении или стрессе разной длительности, вызываемых тревогой, фрустрацией, страхом, шоком, характерных чаще всего для так называемых экстремальных ситуаций. [11, с.148]
Поскольку экстремальные ситуации и вызываемые ими психоэмоциональные напряжения могут быть разной длительности, то и ригидность, по всей видимости, может проявляться в виде реакции, состояний, а при определенных условиях формироваться как устойчивое свойство или черта личности. Разумеется, ригидность как свойство личности' формируется и вне экстремальных ситуаций, но тем не менее в несвободных от них педагогических условиях жесткой регламентации поведения. [11, с.149]
И своей работе Rehfisch приводит подробную характеристику ригидного и флексибильного типов личности. Ригидный человек: А – скованный, заторможенный, с повышенным самоконтролем, социально интровертирован и замкнут, отчужденный, холодный, с ограниченной реакцией, с узостью интересов, скорее слушатель и зритель, осторожный, экономный, сдержанный, нерешительный, медлительный дотошный, щепетильный; В — консервативный и конвенциональный, не терпящий изменений, беспорядка и неопределенности, морально ригиден, формальный, социально инвариантный, умеренный, неадаптивный, мыслящий ригидными категориями, категоричен; С – покорный в отношениях с авторитетами и силой, агрессивный по отношению к слабым, зависимый, нечувствительный, послушный, кроткий, скромный, умеренный, миролюбивый, смирный, тихий, застенчивый, с бедным воображением, авторитарный, с тенденцией быть опекаемым и защищенным, отвергает и порицает людей, нарушающих устоявшиеся ценности, критичный, требовательный, этноцентричный, преувеличивает значение силы и жесткости, жадный, суровый, безжалостный, враждебный, идентифицирующий себя с сильными личностями, мизантроп, упрямый, упорный, обструктивный, предвзятый, с предрассудками; Д – тревожный, с чувством вины, беспокойный, мнительный, с крайне скованным и ригидным сознанием, подавленный, с жестким супер-эго, чувством неполноценности, неверием в других, ненадежный; Е – с навязчивыми и персеверативными тенденциями. [11, с.152]
Информация по теме:
Периодизация психического развития по А.В. Петровском
Становление личности определяется особенностями взаимоотношений ребенка с членами референтной группы. Для любой группы свойственна своя деятельность и свой стиль общения. Причем в разные возрастные периоды ребенок входит одновременно в раз ...
Агрессивное поведение детей подросткового возраста: нормально развивающихся
и умственно отсталых
Подростковый возраст - один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 12 до 18 лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте ...
Этапы формирования
синдрома профессионального выгорания
Профессиональное выгорание – динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса. Ганс Селье, основоположник учения о стрессе, рассматривал его как неспецифическую (то есть всеобщего действия) за ...