Временные характеристики психической ригидности

Психология » Механизмы психической ригидности у первоклассников » Временные характеристики психической ригидности

Выявление этой стороны психической ригидности вызвано тем, что она может выступать и в виде преходящей характеристики поведения разной степени длительности. Наблюдается эта динамичность поведения, по мнению исследователей, при психоэмоциональном напряжении или стрессе разной длительности, вызываемых тревогой, фрустрацией, страхом, шоком, характерных чаще всего для так называемых экстремальных ситуаций. [11, с.148]

Поскольку экстремальные ситуации и вызываемые ими психоэмоциональные напряжения могут быть разной длительности, то и ригидность, по всей видимости, может проявляться в виде реакции, состояний, а при определенных условиях формироваться как устойчивое свойство или черта личности. Разумеется, ригидность как свойство личности' формируется и вне экстремальных ситуаций, но тем не менее в несвободных от них педагогических условиях жесткой регламентации поведения. [11, с.149]

И своей работе Rehfisch приводит подробную характеристику ригидного и флексибильного типов личности. Ригидный человек: А – скованный, заторможенный, с повышенным самоконтролем, социально интровертирован и замкнут, отчужденный, холодный, с ограниченной реакцией, с узостью интересов, скорее слушатель и зритель, осторожный, экономный, сдержанный, нерешительный, медлительный дотошный, щепетильный; В — консервативный и конвенциональный, не терпящий изменений, беспорядка и неопределенности, морально ригиден, формальный, социально инвариантный, умеренный, неадаптивный, мыслящий ригидными категориями, категоричен; С – покорный в отношениях с авторитетами и силой, агрессивный по отношению к слабым, зависимый, нечувствительный, послушный, кроткий, скромный, умеренный, миролюбивый, смирный, тихий, застенчивый, с бедным воображением, авторитарный, с тенденцией быть опекаемым и защищенным, отвергает и порицает людей, нарушающих устоявшиеся ценности, критичный, требовательный, этноцентричный, преувеличивает значение силы и жесткости, жадный, суровый, безжалостный, враждебный, идентифицирующий себя с сильными личностями, мизантроп, упрямый, упорный, обструктивный, предвзятый, с предрассудками; Д – тревожный, с чувством вины, беспокойный, мнительный, с крайне скованным и ригидным сознанием, подавленный, с жестким супер-эго, чувством неполноценности, неверием в других, ненадежный; Е – с навязчивыми и персеверативными тенденциями. [11, с.152]

Информация по теме:

Ранний возраст
Социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого содержит в себе противоречие. В этой ситуации способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное дей ...

Детская одаренность
Подтверждением того, что проявление детской одаренности обусловлено в большинстве своем именно возрастными, возникающими в определенную пору жизни, особенностями, можно считать стремительный подъем способностей у ребенка, приближение его ...

Лидерство у студентов колледжа физической культуры
Лидерство в спортивных организациях следует рассматривать как социально необходимый, естественный процесс самоуправления и координации взаимодействий и взаимоотношений между спортсменами в связи с целями и задачами деятельности. Любой ко ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта