С точки зрения обыденного сознания для понимания семейных отношений вполне хватает здравого смысла и «богатого» жизненного опыта. Ю.Б. Гиппенрейтер подчеркивает, что источник житейской психологии — индивидуальный опыт — случаен, интуитивен и несистематичен. Ситуативность и метафоричность житейского знания хорошо иллюстрируется примерами поговорок, крылатых фраз. Дело в том, что на каждую пословицу можно подобрать альтернативу, что объясняется не истинностью-ошибочностью самих этих распространенных утверждений, а их ситуационным контекстом.
Ю.Б. Гиппенрейтер указывает, что обыденные психологические знания легкодоступны, но воспользоваться ими трудно.[12]
Субъектом житейского психологического познания может быть любой человек, которому необходимо для каких-то целей учитывать психологию другого человека или свою собственную. Совсем маленький ребенок, например, быстро распознает, в каком настроении находится его мама и стоит ли сейчас к ней приставать со своими проблемами. Взрослый человек в той или иной форме также учитывает психологию окружающих людей («Моя свекровь по утрам ужасно раздражительна, и лучше с ней на кухне не встречаться») и что-то может сказать и о своих психологических особенностях («У меня мягкий характер»).
Объектом познания житейской психологии выступают, как правило, люди, в нашем случае – это семья. Поэтому получаемые в ней знания заведомо ограничены обыденными условиями и привычными объектами. Когда член семьи оказывается в каких-либо экстремальных ситуациях, он с удивлением обнаруживает, что ничего не знал ни о себе, ни о других людях, потому что теперь они ведут себя как-то иначе (неслучайно народная мудрость утверждает, что «друзья познаются в беде»).
В житейской психологии может для решения задач используется самонаблюдение и наблюдение за поведением людей – членов одной семьи.
Используя наблюдение и самонаблюдение, человек приходит к соответствующим обобщениям полученного опыта, выраженным в форме так называемых житейских понятий. Они конкретны и ситуативны, нечетко определены и не связаны в систему, более того, в житейских обобщениях могут уживаться друг с другом прямо противоположные истины, и житейский психолог это не всегда замечает (те же пословицы русского народа фиксируют эту противоречивость житейского познания: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Терпенье и труд все перетрут» — и «Работа не волк, в лес не убежит»). Пользуясь житейской психологией, один из членов семьи может попытаться использовать созданное в собственном опыте обобщение в других ситуациях — и потерпит крах. Так, например, подросток, имея опыт общения с собственными родителями, на которых он обычно «давил» и получал желаемое, может посоветовать другу сделать то же самое, а когда друг, испробовав предложенный способ, поделится с ним своей неудачей, подросток может очень удивиться: почему же не получилось? А потому, что созданное подростком обобщение изначально ограничено имеющимся у него опытом и его перенос в другие, отличные от исходной, ситуации весьма ограничен или вообще невозможен.
Знания житейского психолога более субъективны, пронизаны эмоциональным отношением к познаваемому; при этом, человек в обыденной жизни, как правило, не задается вопросом, как именно получил он то, или иное знание (чаще всего это происходит интуитивно).
Полученное в житейской психологии знание практически невозможно передать другому человеку как раз в силу его интуитивности, эмоциональности и видимой несистемности (можно, впрочем, что-то извлечь из опыта хорошего житейского психолога, долго находясь рядом с ним, присматриваясь к используемым им приемам и т.п.).[13]
Семейные взаимоотношения являются первоосновой развития человека и социализации личности. Семья – это первый и основной социальный институт, в который попадает человек. Все, что заложено семейными взаимоотношениями, предопределяет отношения с другими людьми, с окружающим социумом. Как правило, тип взаимоотношений, сформированный в родительской семье, моделируется на свою семью.
Полноценное развитие ребенка в научной психологии происходит под влиянием следующих факторов: 1) только непосредственная родительская ласка и забота могут обеспечить то эмоциональное тепло, в котором так нуждается ребенок, особенно в первые годы жизни; 2) семья представляет собой первичную группу, в которой осуществляется интимный контакт не только детей и родителей, но и детей различных возрастов между собой, в семье дети постепенно приобщаются к сложному миру взрослых; 3) родительские чувства и забота о детях — естественные человеческие чувства, обогащающие индивида как личность.
Информация по теме:
Современные научные теории неврозов
В современной литературе по неврозам значимыми сторонами неврозогенеза являются: психическая травма и преморбидные психологические особенности личности.
Психической травмой называется жизненное событие, затрагивающее значимые стороны сущ ...
Индекс потребительских настроений
Для повышения престижа (влияния) психологической экономики, преимущества которой устойчиво ассоциировались с микроуровнем, было важно найти способ учёта психологических факторов на макроуровне. Взаимосвязь макро и микротеорий проблематичн ...
Формы и виды страхов
Страхи (фобии) делятся на 3 типа: простые, социальные и агорафобии.
Люди с простыми фобиями испытывают смертельный страх перед определенным предметом, местом или ситуацией. Социальные фобии — это когда люди избегают ситуаций, где много н ...