Структура самооценки

Психология » Отношения в системе взрослость - детство как самооценочный ресурс для подростка » Структура самооценки

Вслед за Слободчиковым и Исаевым, мы считаем, что самооценка как структурный компонент сознания является базовым механизмом, в результате функционирования которого у человека развивается самопонимание, самоуважение.

Самооценка включает в себя «знание о собственной самости, о своём Я, оценку человеком самого себя и шкалу значимых ценностей, относительно которых определяется эта оценка.

В современных психологических исследованиях «установлено, что самооценка может быть адекватной (реальной, объективной), неадекватной. В свою очередь неадекватная самооценка может быть заниженной и завышенной. Завышенные оценки и самооценки приводят к формированию таких особенностей личности, как самоуверенность, высокомерие, некритичность и т.п. Постоянное занижение оценки человека со стороны окружающих и самой личности формирует в ней робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснительность и др. Адекватная оценка и самооценка обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижение намеченных целей. Самосознание тесно связано с уровнем притязаний человека. Уровень притязаний проявляется в степени трудности целей и задач, которые человек ставит перед собой. Следовательно, уровень притязаний можно рассматривать как реализацию самооценки человека в деятельности и во взаимоотношениях с другими».

В своей работе мы опираемся на понимание уровней самооценки, предложенное В.И. Слободчиковым и Е.И. Исаевым. И мы хотим ввести еще одно определение типа самооценки с помощью работы зарубежных исследователей Р. Ризонера и Г. Душа.

Р. Ризонер и Г. Душа, разрабатывая понятие самоуважения выделяют пять центральных линий для его полноценного формирования и развития:

Чувство безопасности

Чувство идентичности

Чувство принадлежности

Чувство целеустремленности

Чувство личной компетентности

Мы считаем, вслед за этими авторами, а так же рядом отечественных исследователей (А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев), что самооценка является базовым механизмом становления и развития чувства самоуважения.

В соответствии со структурой самоуважения, предложенной Р. Ризонером и Г. Душа, мы будем использовать в работе следующую структуру самооценки:

1. Упорядоченность (знание и принятие правил в школе, дома, на уроке, наличие своих собственных правил у подростка)

2. Идентичность (знание своих ресурсов: принятие своих положительных и отрицательных качеств)

3. Групповая принадлежность, принятие (имение и знание своего мест а в группе, видение группы как ресурса в достижении поставленных целей и решении задач)

4. Целеустремленность (наличие личных целей, желание их добиваться, сопоставление с реальными возможностями)

5. Личный выбор и ответственность за него (оценка имеющихся альтернатив, отказ от неподходящих альтернатив)

Опираясь на разработанную схему структурированной самооценки, мы будем проводить исследование и оценивать полученные результаты.

Так же мы определяем действия взрослого, обеспечивающие условия для развития структурированной самооценки подростка:

1) установление ясных правил последовательное добавление новых правил соблюдение установленных правил самим учителем

2) обеспечение полноценной, адекватной и положительной обратной связи принятие ребенка, не отвержение его за неправильное выполнение работы помощь в определении своих ценностей детьми помощь в принятии своих личных достоинств и недостатков детьми

3) создание в классе атмосферы принятия, сотрудничествавозможность всем детям высказаться обеспечить условия для взаимодействия

4) узнать планы и мечты детей укреплять веру в возможность добиться своих целей планировать с ними пути достижения поставленных целей планировать свою работу, взаимодействие с детьми в соответствии с их целями

5) дать возможность выбирать, показать альтернативы поддержать в ситуации выбора обеспечить признание и награды за достижения

Мы считаем, что эти, характеристики отношений, способствующие развитию чувства собственного достоинства подростка, выделенные Р. Ризрнером и Г. Душа, соответствуют предложенному А.В. Петровским типом отношений «сотрудничество», так как такой тип отношения взрослого предполагает как деятельностную сторону взаимодействия взрослого и ребенка, так и «соучастие» - личную заинтересованность к ребенку.

На основании этого нами был разработан опросник для учителей и учеников, позволяющий определить тип отношений между учителем и учеником.

Информация по теме:

Деятельность и социально-психологическая характеристика работников торговых предприятий
Отличительной особенностью торговых предприятий является высокий объем трудовых операций (информационное обслуживание, демонстрация и показ изделий и т.д.), непосредственно связанных с обслуживанием покупателей и требующих прямого контакт ...

Реализация принципа системности в психологии
Первым в истории научной мысли, в том числе психологической, принцип системности утвердил Аристотель[4]. Он прошел школу Платона, где душа представлялась внешней по отношению к телу сущностью, распадающейся на части, каждая из которых нах ...

Эффекты межличностного восприятия
Каузальная атрибуция. Люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением сведений путем наблюдения. Они стремятся к выяснению причин поведения партнеров по общению и выяснению их личностных качеств. Но так как информация о человеке, ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта