Психологические особенности младшего школьного возраста

Психология » Механизмы психической ригидности у первоклассников » Психологические особенности младшего школьного возраста

Страница 2

В младшем школьном возрасте возрастает и углубляется интерес ребенка к себе во времени. Теперь ребенок не только обращается к взрослому за рассказами о себе в прошлом, но и вспоминает и себе сам. О себе в прошлом он судит объективнее, что позволяет ему высказывать и критические замечания. Для ребенка в этот период его прошлое, настоящее и будущее начинают выступать, как возможность осознать себя в настоящем, оценить себя в прошлом и представить в будущем. Перспектива, которая открывается перед ребенком в жизни, становится его достоянием. Ребенок совместно с близким ему взрослым строит планы для себя в будущем. По мнению В.С. Мухиной, нормально развивающийся ребенок полон благих намерений, что дает ему основание положительной самооценки в будущем и поддерживает стремление быть хорошим по отношению к окружающим людям уже сегодня.

Младший школьный возраст – важный период в жизни ребенка, в котором происходят формирование личности, развитие личностных механизмов поведения, начальный школьный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. При этом множественные факторы, влияющие на социализацию личности, также закладываются и формируются именно в начальный школьный период развития ребенка.

Для того, чтобы достигать поставленной цели, ребенку нужно уметь контролировать свои текущие действия и следить за тем, насколько они приближают его к ней. В связи с этим развитие произвольности – это и формирование умственных действий контроля. И здесь уже можно психологу ориентировать детей на постановку и решение определенных глобальных задач. [7, с.59]

В возрасте 6-7 лет у ребенка развивается способность как можно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте (или задаче), а также относительно быстро переключать внимание с одного объекта на другой. Кроме того, чтобы ребенок становился более внимательным, он учится подчинять свое внимание сознательно поставленной цели (или требованиям деятельности), и подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные свойства.

Чем дольше ребенок может удерживать свое внимание на задаче, тем глубже он может проникнуть в ее суть, и тем больше у него возможностей ее решить. В 5 лет устойчивость и концентрация внимания ребенка еще очень низкая. К 6-7 годам она значительно увеличивается, но все же остается еще слабо развитой. Детям еще трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе эмоционально окрашенной игры они могут достаточно долго оставаться внимательными. Эта особенность внимания шестилеток является одним из оснований, по которым занятия с ними не могут строиться на заданиях, требующих постоянных, волевых усилий.

При высокой концентрации внимания ребенок замечает в предметах и явлениях значительно больше, чем при обычном состоянии сознания. А при недостаточно концентрированном внимании его сознание как бы скользит по предметам, не задерживаясь подолгу на каком-либо из них. В результате впечатления оказываются расплывчатыми и нечеткими.

Важно помнить, что устойчивость внимания существенно повышается, если ребенок активно взаимодействует с объектом, например, рассматривает его и изучает, а не просто смотрит. Так, например, детям просто необходимо дать возможность как можно больше пользоваться наглядными пособиями. Большую значимость при восстановлении образов, используемых на занятиях, у младших школьников имеет развитость воображения. [7, с.59]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по теме:

Нейроэндокринны аспекты сердечнососудистых заболеваний
Ответ на стресс глобален и воздействует на все системы организма. В пределах нескольких секунд, развивается несколько процессов. Характерные процессы ответа на стресс включают мобилизацию запасенной энергии с ингибированием последующего х ...

Классификация социальных ролей
Существует ряд классификаций социальных ролей. Так, все их многообразие можно подразделить на роли приписанные и роли достигнутые. К приписанным относятся, например, роли, обусловленные дифференциацией людей в обществе по полу. Такие рол ...

Высшие психические функции, обусловленные преимущественно работой левого полушария
Результаты множества исследований функциональной роли левого полушария показывают, что работой преимущественно левого полушария (у правшей) обусловлены прежде всего такие функции, как речь, словесно-логическое абстрактное мышление, а такж ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта