Рабочая концепция исследования

Психология » Гендерные особенности взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста со старшими и младшими сиблингами » Рабочая концепция исследования

Страница 1

Проблема особенности взаимоотношений в семье вечна и при этом всегда актуальна, так как, семья – это наш тыл, убежище и наряду с этим «поле боя» партнерского, детско-родительского и детского взаимодействия.

Проблема взаимоотношений определяется сложностью структуры — всем многообразием взаимодействия детей, детей и родителей.

Исследования обнаруживают, что конструктивность процесса взаимодействия в семье в большей мере определяют следующие факторы: представления родителей об эталоне воспитанной личности, расположенность к полу ребенка в семье, педагогическая культура общения родителей, мотивы рождения ребенка, установки супругов на воспитание детей, уровень притязаний родителей по отношению к ребенку.

Исследования отечественных психологов показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональными контактами в семье и особенностями сотрудничества с родителями. Таким образом, можно со всей определенностью утверждать, что на детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется личность ребенка.

Какова же роль детских отношений в семье и их особенность: восприятие детьми друг друга, образ, рождаемый в результате их восприятия и уровень конкурирующих отношений?

Семья переживает очередной кризис отношений, когда появляется еще один ребенок. В это время происходит перестройка эмоциональных связей не только у родителей, но и у старших детей, и формируются сиблинговые отношения, то есть эмоциональные отношения между детьми. И здесь может быть место и радости, и любви, и любопытству, и ревности, и соперничеству.

В целом под сиблинговыми отношениями понимаются взаимоотношения между родными братьями и сестрами, занимающими различные порядковые позиции.

Последователь З. Фрейда, А. Адлер первым выделил «порядковые позиции» — единственный ребенок, старший в семье, средний ребенок, младший из двух детей, младший из трех и большего числа детей — и рассматривал порядок рождения как основную детерминанту установок сопутствующую стилю жизни. Он утверждал, что позиция каждого ребенка в семье предполагает наличие определенных проблем (например, необходимость уступать центральное положение в семье после того, как был объектом всеобщего внимания, конкурировать с теми, у кого больше опыта и знаний и тому подобное).

Соперничество как упорное стремление достичь максимального удовлетворения личных интересов, настоять на своём любыми средствами: силой, манипуляциями или интригами, часто приводит к эмоциональной напряженности. Особенно остро это может переживаться в семейной ситуации, где соперником выступает близкий человек.

Анализ литературы показал недостаточную эмпирическую представленность проблемы взаимоотношений детей и родителей, и детей друг с другом, с учетом пола и ролевых позиций последних.

При этом важна социализирующая роль сиблинговых отношений. Так как механизмом социализации для старшего сибса является идентификация лишь с родителем того или иного пола, тогда как младший сиблинг, помимо родителей идентифицирует себя и со старшим братом (сестрой).

Особенности сиблинговых отношений в основном изучены у подростков и юношеского возраста. В свою очередь, младший школьный возраст недостаточно представлен в исследованиях по проблеме особенностей детских (сиблинговых) отношений.

Вместе с тем, младший школьный возраст, является важным этапом в жизни любого ребенка. Это период позитивных преобразований и изменений.

В этом возрасте развивается самопознание и личностная рефлексия как способность самостоятельно установить границы своих возможностей, умение прогнозировать и планировать достижение определенного результата, а также произвольность и самоконтроль.

Ребенок овладевает своим поведением, более точно понимая нормы поведения дома и в общественных местах. Вместе с тем, развиваются высшие чувства: эстетические, моральные, нравственные.

Тем не менее, для младшего школьника характерна неустойчивость нравственного облика, а также непостоянство переживаний и отношений.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Социальная ситуация развития и психологические особенности детей из детского дома
Особенности психологического развития несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей нашли свое отражение в работах таких исследователей как: Кравченко А.И., Дубровина И.В., Андреева А.Д., Павленок П.Д., Ушинский К.Д., Флейк ...

Мотивационные основы профессионального самоопределения старшеклассников
Еще один момент, связанный с профессиональным самоопределением,- изменение учебной мотивации. Старшеклассники, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-профессиональную, начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпо ...

Готовность к школьному обучению
Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и с 6, и с 7 лет. Наблюдения физиологов, психологов и педагогов по ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта