Психологические особенности младшего школьного возраста

Психология » Механизмы психической ригидности у первоклассников » Психологические особенности младшего школьного возраста

Страница 4

В памяти различают такие процессы как запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. В зависимости от цели деятельности память делят на непроизвольную и произвольную.

Непроизвольная память – это запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. Запоминание и воспроизведение осуществляются непосредственно в деятельности и не зависят от воли и сознания. Произвольная память – это мнемическая деятельность, специально направленная на запоминание какого-нибудь материала, предполагающая самостоятельную постановку цели запомнить и вспомнить этот материал, и связанная с использованием особых приемов и способов запоминания. [17, с.79]

В зависимости от особенностей материала, который запоминается и воспроизводится, различают также память образную и словесно-логическую. Образная память обеспечивает запоминание наглядных образов, цветов предметов, звуков, запахов, вкусов, лиц и т. п. она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой. Словесно-логическая память – это память на отдельные слова, понятия, мысли. Выделяют также и физическую (кинетическую) память – способность организма зафиксировать с целью последующего воспроизведения ту или иную последовательность действий.

Развитие памяти происходит в деятельности. И чем шире представлены разные виды рационально организованной деятельности в жизни ребенка, тем развитее и богаче становится его память. А.В. Запорожец отмечает, что эффективность мнемических процессов у ребенка резко возрастает, когда он переходит от пассивного восприятия к активным действиям с запоминаемым предметом: «Обнаружилась зависимость запоминания материала от того, какое место он занимает в детской деятельности: входит ли материал в содержание основных целей деятельности или составляет лишь одно из ее условий». [1, с.18]

В младшем школьном возрасте формируется тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью. Одной из особенностей младшего школьного возраста является повышение осознанности многих сторон личности ребенка. Ребенок уже может отдавать себе отчет в побудительных силах и последствиях своих поступков. Это становится возможным в связи с развитием самосознания – пониманием того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызвано это отношение. Наиболее ясно самосознание проявляется в самооценке, то есть в том, как ребенок оценивает свои возможности и качества, достижения и неудачи.

Для того, чтобы научиться правильно оценивать себя, ребенок должен в начале научиться оценивать других людей, на которых он может смотреть как бы со стороны. Умением сравнить себя с другими ребенок овладевает к младшему школьному возрасту, и это служит основой адекватной самооценки.

По мнению В.С. Мухиной, младшие школьники с основном верно осознают свои достоинства и недостатки, учитывая отношение к ним со стороны окружающих. В этом же возрасте ребенок может нарочито пользоваться отношением окружающих к тем или иным его качествам и поступкам. Но, как считает В.С. Мухина, ребенок младшего школьного возраста все же не может долго сосредотачиваться на своих недостатках и достоинствах, его рефлексия хотя и развита в достаточной мере, но ребенок обращен к внешнему миру в большей степени, чем к самому себе. Такая обращенность к самому себе возможна только в подростковом возрасте. [18, с.108]

Л.И. Божович указывает на то, что у младших школьников формируется самооценка, которая опирается на производимый ими учет успешности своих действий, оценок окружающих, одобрения родителей. [2, с.113] Д.Б. Эльконин связывал возникновение самооценки младшего школьника с деятельностью. Внутри деятельности вычленяются отдельные действия и операции, овладение которыми представляет собой особую задачу. Благодаря этому формируется оценка своих возможностей по практическому осуществлению той или иной задачи. «Могу» и «не могу» начинают мотивироваться наличием или отсутствием необходимых умений. Д.Б. Эльконин подчеркивает побудительную силу самооценки, которая регулирует поведение младшего школьника: «Младшие школьники недоведение дела до конца, отступление перед трудностями оценивают отрицательно. Можно предположить, что это связано с появлением самооценки, которая начинает выступать как мотив, побуждающий к деятельности». [28, с.167]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по теме:

Наказание как средство предупреждения агрессии
При определенных условиях наказание (или просто страх возможного наказания) может действительно удержать человека от осуществления актов насилия. Однако при других обстоятельствах это может и не произойти. В определенных случаях наказание ...

Современное определение одаренности
Необходимо отметить авторов, которые занимаются вопросами одаренности и внесли огромный вклад в психологию и педагогику одаренности. В этой связи хочется отметить работы известного психолога, доктора психологических наук Н. Лейтеса (1990) ...

История развития психодинамической терапии
Изложение теоретических и практических основ психодинамического направления в психотерапии невозможно представить без постоянных апелляций к более широкому контексту психоаналитического знания. Это неудивительно, так как именно благодаря ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта