Понятие конфликта и его описание

Психология » Личностный вызов как техника организации конструктивного конфликта » Понятие конфликта и его описание

Страница 2

Столкновение действий при их взаимозависимости и взаимовлиянии – такой подход открывает возможности воздействия управления протеканием конфликта.

Под конфликтом здесь понимается «специфическая характеристика применяющихся в столкновении деятельностей представляющая собой процесс приобретения деятельностями во взаимодействии нового содержания обеспечивающего соответствие новым условиям.

Изменение деятельности в конфликте означает, прежде всего, появление новых целей, обусловленных столкновением, включение дополнительных средств и организацию нового действия, обеспечивающего реализацию конфликтных стратегий.

Что бы описать конфликт с процессуальной стороны, нужно ответить на вопрос: что изменяется в деятельности людей, когда она приобретает конфликтный характер и как протекают эти изменения.

С того времени, когда действие встречает помеху и его осуществление становится невозможным без преодоления этой помехи, то есть с того момента, который принято называть столкновением действие теряет свою автономию, становится зависимым от другого действия, собственно составляющего нашу схему, которая будет представлена в конце моей работы.

Деятельность становится более сложной по структуре, потому что «начинает действовать преобразование, связанное с помехой и появлением зависимости». Одно действие всегда боле просто по своей сути, но только во взаимном взаимодействии возможно разрешить конфликт. Нужно что бы произошел переход от до-конфликтной организованности действия к конфликтной, то есть обусловленной конкретной помехой. Такая переорганизация предполагает еще один процесс - объективация новых условий и собственно помехи для ее преодоления.

Это обстоятельство является чрезвычайно важным, так как позволяет выделить до-конфликтную деятельность и появившуюся новую, а вместе с тем и появление новых средств и ресурсов, которые использует подросток в этой новой деятельности. Этот процесс может представлять собой инвентаризацию уже имеющихся ресурсов и выбор среди них, либо переход к разработке, созданию действительного нового ресурса, такого, какого раньше не было в опыте. В этом случае мы можем говорить о развитии человеческой деятельности, как было заявлено еще в начале моей работы.

Таким образом, конфликт в этом аспекте является процессуальным комплексом, образованным из процессов: переорганизации деятельности в связи с новыми обстоятельствами; оформление новых предметов деятельности для их преобразования; мобилизация для овладевания ситуацией.

В сложной структуре конфликтного взаимодействия можно выделить его подлинных субъектов – позиционеров в конфликте и их агентов и фигуры, так или иначе представляющие собой ресурсы сторон.

Прямые участники конфликта – те, чьи интересы и цели оказались недостижимыми в неизменном виде, в результате сложившейся конфликтной ситуации, чья позиция прямо определяет динамику и характер разворачивание конфликтного взаимодействия.

Непосредственные участники конфликта – те, кто своими непосредственными действиями вовлечен в конфликтные взаимодействия. Буквально – это исполнители, своеобразные актеры или агенты, действующие по определенному сценарию, зачастую не вполне осознавая свою роль, действительный характер происходящего и последствия. Подлинные действующее лицо конфликта – субъект.

Как замечает Б.И. Хасан, принятие той или иной стороны в конфликте, зачастую совсем не связано с отношением к разрешающему в нем противоречию или другим содержательным и даже формальным характеристикам взаимодействия, но появление на стороне одного из основных действующих лиц дополнительных фигур может рассматриваться как дополнительный ресурс участника, который учитывается при принятии решения.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Соотношение агрессивности и мотивации учебной деятельности при переходе из начальной школы в среднюю
Итак, проведенный нами анализ возрастных особенностей младших школьников и младших подростков позволяет сделать некоторые существенные выводы и сформулировать предположения относительно нашей работы. Прежде всего, возрастные изменения инт ...

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Проблема неуспеваемости определенной части учащихся начальной массовой общеобразовательной школы давно привлекала к себе внимание педагогов, психологов, медиков и социологов. Ими была выделена определенная группа детей, которых нельзя отн ...

Ценности и ценностные ориентации как смыслообразующие мотивы ментальности личности и ее потребностей
Система ценностей – это совокупность материальных или идеальных предметов, обладающие значимостью для данного социального субъекта с позиций удовлетворения его потребностей и интересов. В данной трактовке можно представить многочисленные ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта