Понятие конфликта и его описание

Психология » Личностный вызов как техника организации конструктивного конфликта » Понятие конфликта и его описание

Страница 3

Таким образом, круг лиц, вовлеченных в конфликт либо как активно действующих, либо по сопричастности может быть довольно велик.

Для реалистичного описания конфликта и действующих в нем участников чрезвычайно важно выяснение подлинных интересов и целей всех, связанных с данным конфликтом лиц. При этом наряду с прямыми и косвенными участниками следует отметить такую важную фигуру, которая привлекается к разрешению конфликта в силу профессиональных обязанностей (медиатор, посредник). Он является носителем стратегии, которая заключается в использовании конфликтной формы для удерживания противоречия в разрешаемом виде. То есть обеспечивает подростку возможность поиска и апробации адекватных для данного противоречия средств его разрешения.

Главной компетенцией медиатора является умение разобраться, насколько точно в оформляемом конфликте представлены именно те противоречия, которые в этом процессе могут и должны быть разрешимы. С этой точки зрения всякий эффективный конфликтный процесс – это совместная исследовательская работа его участников.

Исходя из высказывания Хасана, что «процесс учения-обучения имеет противоречивый характер», то следует обсуждать именно конфликтную компетентность как базовую характеристику эффективной учебной и, шире – образовательной – коммуникации. Здесь надо пояснить, что именно понимается под противоречивым характером образовательных процессов: это и оценивание – самооценивание, и показатели идентичности и принадлежности, и учебная, социальная успешность-неуспешность и т.п. Разумеется, такая противоречивость порождает множество конфликтов, разрешение которых и составляет собственно учебный и, в целом образовательный, процесс. Но в какую сторону будет направлен этот процесс и к каким результатам но приведет будет зависеть от того, насколько медиатор оснащен способами работы с конфликтом, как он его

В конце нашей беседы, я спросила у участников летней школы, нужен ли был конфликт, помог ли он им? «Сейчас, когда прошло довольно много времени, мы понимаем, что он был тогда просто необходим! Если бы нам с самого начала в форме лекции или разъяснительной беседы рассказали о критериях, по которым выстраивается конструктивная журналистика, о содержании газеты в соответствии с ней, все бы было не так. А так получилось, что все это буквально пропустили через нас, как будто вставили кусочек чего- то нового в нашу голову. К тому же, когда еще все это носит характер вызова на личном уровне, когда ты либо доказываешь, что чего-то представляешь собой как профессионал, либо нет, начинаешь очень хорошо воспринимать тот материал, который тебе жизненно необходим для поддержания твоего статуса, самого себя как журналиста и личности».

Механизм понятен: сначала была спровоцирована ситуация незамечания всех определяющих фактов, а затем путем организации личностного вызова ребятам были представлены те рамки, в которых им предстоит работать, что бы достичь своей цели.

Здесь же мне бы хотелось реконструировать позицию эксперта. Для него было важно, что бы журналистика продвигала в общественные массы конструктивные ценности, что бы прочитав какую-нибудь статью, народ понял, что своими действиями можно влиять на мир. Но так как профессиональная журналистика не может нести эти ценности конструктивной журналистикой должна заниматься молодежь, у которой нет еще того цинизма, которым так «славятся» журналисты.

Таков был замысел выездной летней школы, такова была установка эксперта, и все другое в бескомпромиссной форме отрицалось. По сути, личностный вызов проистекает в нашем случае из того, что эксперт здесь заявил личную позицию.

Действие медиатора, помимо помощи ребятам в постановке верной цели, в выделении предмета конфликта и в установке учебной задачи сводилось еще и к переходу асимметричного конфликта к симметричному. В нашем случае это проявилось в диспуте, где все позиции участников были равны и в одинаковой степени значимы. В конце конфликтная ситуация была в какой-то степени реформирована за счет выхода эксперта на асимметричный уровень конфликта. (Было в жесткой форме сказано, что здесь главная позиция – экспертная, и если кто-то хочет выпускать газету, то следует выполнять то, что скажут. Причем что конкретно выполнять, пояснено не было). Кроме того, эксперт попытался совместить две позиции в одну, и это обстоятельство тоже деструктивно повлияло на ход разворачивания конфликта. Противоречие не удерживалось должным образом, иногда фокусируясь на чем-то постороннем, не имеющим прямого отношения к разворачиванию конфликта.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Воображение в процессе деятельности педагогов
Воображение в педагогической деятельности выступает как составная часть педагогических способностей. Способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, определяющие успешность выполнения д ...

Игра и психическое развитие детей
детский конфликт игра психологический коррекция Формирование игровой деятельности у ребенка в дошкольном возрасте проходит (по мнению Д.Б. Эльконина) через 3 этапа: сначала появляется предметная игра (манипуляции с предметами, воспроизве ...

Психологические проблемы разных этапов развития человека и проблемы образования
Возрастная психология (психология развития) изучает общие закономерности развития психических процессов и качеств личности на разных возрастных этапах. Понятие возрастной психологии в принципе уже понятия психологии развития. Психология ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта