Воля как психический процесс

Психология » Теоретико-эмпирический анализ взаимосвязи самооценочно-волевых характеристик и структурных особенностей личности студента » Воля как психический процесс

Страница 3

В отечественной психологии одним из первых ученых, понимавших волю как особую форму психической регуляции, был И.М. Сеченов. Он утверждал, что саморегуляция, связанная с сознанием человека, осуществляется через работу определенных нервных центров, связанных с сознательным отражением. Причем, признавая реальность волевого поведения и его произвольной регуляции, ученый не склонен признавать наличие особого психического образования, именуемого волей [92].

Несомненная причастность к регуляционному подходу прослеживается в работах Л.С. Выготского. Ученый полагает, что главным содержанием понятия «воля» является произвольная регуляция поведения и психических процессов. В своих развитых формах произвольная регуляция опосредована искусственными знаками и осуществляется путем объединения различных психических функций в единую функциональную систему, выполняющую регуляцию деятельности или какого-либо психического процесса [33].

Нельзя не согласиться с Л.М. Веккером, утверждающим, что воля есть высшая форма произвольной регуляции поведения, а именно та, при которой регуляция осуществляется на основе критерия интеллектуальной, эмоционально-нравственной и общесоциальной ценности того или иного действия. Необходимость волевой регуляции Л.М. Веккер связывает с переводом регуляции на личностный уровень [17]. Данные положения указывают на принадлежность волевой регуляции к произвольному управлению поведением и деятельностью личности.

В русле регуляционного подхода В.К. Калин рассматривает специфику воли в регуляции человеком собственных психических процессов (перестройке их организации для создания оптимального режима психической активности) и в перенесении цели волевых действий с объекта на состояние самого субъекта. Мы разделяем точку зрения ученого по поводу того, что воля призвана обеспечить человеку овладение своим собственным поведением и психическими функциями, которое осуществимо на основе связи воли с сознанием, управляющим поведением и деятельностью личности. По мнению ученого, в воле отражаются самосубъектные отношения, т.е. активность человека, направленная не на внешний мир, а на самого себя. «Волевая регуляция . есть сознательное, опосредованное целями и мотивами предметной деятельности создание состояния оптимальной мобилизованности, оптимального режима активности и концентрирование этой активности в нужном направлении, т.е. выбор и реализация субъектом деятельности наилучшего способа (формы) преобразования исходной актуальной функциональной организации психики в необходимую, адекватную целям и условиям деятельности, позволяющую достичь наибольшей ее эффективности» [35].

В число функций воли В.И. Селиванов справедливо включает регуляцию эмоций и психических состояний, создание психической устойчивости, обеспечивающей успешность деятельности. «Воля – это способность человека сознательно регулировать свое поведение» [91, с. 17].

В зависимости от принадлежности ученого к мотивационному или регуляционному подходу в изучении воли отмечаются различия в решении вопроса о сущности «силы воли». В данном аспекте нам интересна точка зрения В.И. Селиванова. Являясь сторонником регуляционного подхода, он полагает, что критерием силы или слабости воли является способность к мобилизации волевого усилия, что выражается в различных волевых свойствах личности. С помощью волевого усилия преодолеваются внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий. «То, что мы называем силой воли человека, есть не что иное, как большая степень развития всех проявлений волевых свойств личности». Как и многие исследователи, он выделяет положительные волевые свойства: целеустремленность, инициативность, решительность, смелость, выдержанность, самообладание, самостоятельность, принципиальность, энергичность, настойчивость, уверенность и др.; отрицательные – нерешительность, недисциплинированность, невыдержанность, безынициативность и др. [90, с. 132-146].

Сторонник мотивационного подхода В.А. Иванников о силе и слабости воли судит, исходя из способности личности создавать дополнительное побуждение к действию путем изменения смысла этого действия. Следовательно, волевым изначально следует признать человека с глубокими прочными убеждениями, с целостным мировоззрением, с богатой смысловой сферой [34].

самооценка волевой личность психодиагностический

Интересной в этом отношении представляется точка зрения Е.П. Ильина, который полагает, что человек, обладающий волевыми качествами (например, настойчивостью, решительностью, целеустремленностью и др.), далеко не всегда способен эффективно организовывать свое поведение. По мнению ученого, эффективность деятельности определяется сочетанием сильной воли и достаточно высоким уровнем развития сознательного произвольного самоуправления поведением и деятельностью [33].

Следует отметить, что в отечественной психологии в русле регуляционного подхода прочно удерживает свои позиции рассмотрение воли как механизма преодоления внешних и внутренних трудностей. Отмечается, что объективные (внешние) трудности обусловлены особенностями объектов конкретной деятельности, а субъективные (внутренние) трудности составляют личное (субъективное) отношение человека к данному виду деятельности или к условиям, при которых оно совершается. Степени трудностей, выбираемых субъектом, как показывают исследования в этой области, свидетельствуют об уровне его притязаний, взаимосвязанного с развитием воли личности.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Методы нейропсихологического исследования у детей
Современная нейропсихология как одна из фундаментальных наук о мозге, вносит огромный вклад в решение сложных задач взаимоотношения мозга и психики человека. Факторами, определяющими потребности в теории и методах нейропсихологической ди ...

Опасность стрессов для здоровья
Неблагоприятному влиянию стресса на здоровье могут способствовать: 1. безысходность или неопределенность ситуации, к которой трудно приспособиться (стихийные бедствия и войны, потеря близких людей); 2. высокая интенсивность или продолжи ...

Психологическая характеристика педагогической деятельности
В изучении психологии педагогической деятельности можно выделить ряд проблем отображенных в приложении А. Среди важнейших из них можно выделить следующие: 1. Проблема творческого потенциала педагога и возможностей преодоления им педагоги ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта