Воля как психический процесс

Психология » Теоретико-эмпирический анализ взаимосвязи самооценочно-волевых характеристик и структурных особенностей личности студента » Воля как психический процесс

Страница 3

В отечественной психологии одним из первых ученых, понимавших волю как особую форму психической регуляции, был И.М. Сеченов. Он утверждал, что саморегуляция, связанная с сознанием человека, осуществляется через работу определенных нервных центров, связанных с сознательным отражением. Причем, признавая реальность волевого поведения и его произвольной регуляции, ученый не склонен признавать наличие особого психического образования, именуемого волей [92].

Несомненная причастность к регуляционному подходу прослеживается в работах Л.С. Выготского. Ученый полагает, что главным содержанием понятия «воля» является произвольная регуляция поведения и психических процессов. В своих развитых формах произвольная регуляция опосредована искусственными знаками и осуществляется путем объединения различных психических функций в единую функциональную систему, выполняющую регуляцию деятельности или какого-либо психического процесса [33].

Нельзя не согласиться с Л.М. Веккером, утверждающим, что воля есть высшая форма произвольной регуляции поведения, а именно та, при которой регуляция осуществляется на основе критерия интеллектуальной, эмоционально-нравственной и общесоциальной ценности того или иного действия. Необходимость волевой регуляции Л.М. Веккер связывает с переводом регуляции на личностный уровень [17]. Данные положения указывают на принадлежность волевой регуляции к произвольному управлению поведением и деятельностью личности.

В русле регуляционного подхода В.К. Калин рассматривает специфику воли в регуляции человеком собственных психических процессов (перестройке их организации для создания оптимального режима психической активности) и в перенесении цели волевых действий с объекта на состояние самого субъекта. Мы разделяем точку зрения ученого по поводу того, что воля призвана обеспечить человеку овладение своим собственным поведением и психическими функциями, которое осуществимо на основе связи воли с сознанием, управляющим поведением и деятельностью личности. По мнению ученого, в воле отражаются самосубъектные отношения, т.е. активность человека, направленная не на внешний мир, а на самого себя. «Волевая регуляция . есть сознательное, опосредованное целями и мотивами предметной деятельности создание состояния оптимальной мобилизованности, оптимального режима активности и концентрирование этой активности в нужном направлении, т.е. выбор и реализация субъектом деятельности наилучшего способа (формы) преобразования исходной актуальной функциональной организации психики в необходимую, адекватную целям и условиям деятельности, позволяющую достичь наибольшей ее эффективности» [35].

В число функций воли В.И. Селиванов справедливо включает регуляцию эмоций и психических состояний, создание психической устойчивости, обеспечивающей успешность деятельности. «Воля – это способность человека сознательно регулировать свое поведение» [91, с. 17].

В зависимости от принадлежности ученого к мотивационному или регуляционному подходу в изучении воли отмечаются различия в решении вопроса о сущности «силы воли». В данном аспекте нам интересна точка зрения В.И. Селиванова. Являясь сторонником регуляционного подхода, он полагает, что критерием силы или слабости воли является способность к мобилизации волевого усилия, что выражается в различных волевых свойствах личности. С помощью волевого усилия преодолеваются внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий. «То, что мы называем силой воли человека, есть не что иное, как большая степень развития всех проявлений волевых свойств личности». Как и многие исследователи, он выделяет положительные волевые свойства: целеустремленность, инициативность, решительность, смелость, выдержанность, самообладание, самостоятельность, принципиальность, энергичность, настойчивость, уверенность и др.; отрицательные – нерешительность, недисциплинированность, невыдержанность, безынициативность и др. [90, с. 132-146].

Сторонник мотивационного подхода В.А. Иванников о силе и слабости воли судит, исходя из способности личности создавать дополнительное побуждение к действию путем изменения смысла этого действия. Следовательно, волевым изначально следует признать человека с глубокими прочными убеждениями, с целостным мировоззрением, с богатой смысловой сферой [34].

самооценка волевой личность психодиагностический

Интересной в этом отношении представляется точка зрения Е.П. Ильина, который полагает, что человек, обладающий волевыми качествами (например, настойчивостью, решительностью, целеустремленностью и др.), далеко не всегда способен эффективно организовывать свое поведение. По мнению ученого, эффективность деятельности определяется сочетанием сильной воли и достаточно высоким уровнем развития сознательного произвольного самоуправления поведением и деятельностью [33].

Следует отметить, что в отечественной психологии в русле регуляционного подхода прочно удерживает свои позиции рассмотрение воли как механизма преодоления внешних и внутренних трудностей. Отмечается, что объективные (внешние) трудности обусловлены особенностями объектов конкретной деятельности, а субъективные (внутренние) трудности составляют личное (субъективное) отношение человека к данному виду деятельности или к условиям, при которых оно совершается. Степени трудностей, выбираемых субъектом, как показывают исследования в этой области, свидетельствуют об уровне его притязаний, взаимосвязанного с развитием воли личности.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Принципы работы функциональной системы
Рассматриваемые здесь три принципа функциональной системы позволяют раскрыть те специфические ее свойства, которые характеризуют ее как динамическое целостное образование. 1. Принцип сужения афферентаци. Каждая функциональная система, им ...

Понятие об асоциальной субкультуре
Под асоциальной субкультурой понимается совокупность духовных и материальных ценностей, регламентирующих и упорядочивающих жизнь и преступную деятельность криминальных сообществ, что способствует их живучести, сплоченности, криминальной а ...

Возрастные особенности первоклассников
Младший школьный возраст (с 6 до 11 лет) является вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — наивность, легкомыслие, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта