Воля как психический процесс

Психология » Теоретико-эмпирический анализ взаимосвязи самооценочно-волевых характеристик и структурных особенностей личности студента » Воля как психический процесс

Страница 2

У. Джеймс в качестве сущностной характеристики волевой регуляции рассматривал способы преобразования препятствий. Им выделялось пять типов решимости: 1) «разумная решимость» как рациональное прояснение ситуации и отыскание способов поведения, адекватных конкретному случаю; 2) «случайное изменение обстоятельств»; 3) «случайное изменение субъекта», когда субъект игнорирует воспринимаемые им свидетельства о препятствии и продолжает действие; 4) «нравственное изменение человека», основанное на изменении структуры мотивов; 5) «акт воли», за счет которого происходит придание мотиву дополнительной значимости (например, ситуация «дела чести»). Основное значение в акте воли признавалось им за сознанием, которое должно обеспечивать усилие внимания и борьбу с препятствующими фактами [25].

К. Левин утверждает, что поведение личности управляется большим количеством «напряженных систем», которые представляют собой цели, идущие от самого субъекта либо заданные извне. Цели являются не только репрезентацией будущего состояния (когнитивный аспект), но одновременно динамическим выражением каких-либо потребностей личности (мотивационный аспект), хотя полностью к этим потребностям не сводятся; поэтому они получили название квазипотребностей. В зависимости от квазипотребностей он выделяет два типа людей: «действенный» (намеренное действие протекает у этого типа людей как бы само по себе, без сознательного контроля со стороны субъекта) и «мыслительный» (напротив, характеризуется значительным сознательным контролем). К. Левин отождествляет побудительную функцию воли с формированием квазипотребности как механизма побуждения к намеренному действию [48].

Н. Ах считал основной функцией воли преодоление препятствий. По его мнению, воля тесно связана с мотивацией, но все же не совпадает с ней. Если мотивация определяет общую детерминацию действия, его инициацию, то воля лишь усиливает эту детерминацию. Волевой акт, формирующий усиление детерминации, возникает только при наличии препятствий на пути действия. Воля, согласно мнению ученого, усиливает детерминирующие тенденции, превращает их в «специфическую детерминацию» или намерение, далее в тенденцию действия – процесс реализации намерения.

Как часть мотивационного процесса рассматривает волю Х. Хекхаузен. Он выделяет четыре стадии мотивации действия: мотивация до принятия решения о действии, воля, осуществление действия, оценка последствий действия. Если мотивация связывается больше с выбором действий, то воля – с его инициацией и осуществлением. Позднее Х. Хекхаузен вводит понятие мотивационного и волевого состояний сознания, окончательно разделив тем самым проблематику мотивации и воли. Несмотря на органическое единство мотивационных и волевых процессов, каждый из них, по Х. Хекхаузену, выполняет специфическую функцию. Процессы мотивации опосредуют связи потребности и мотива, ожидания и ценности, подготавливая переход мотива из латентного в активное состояние – намерение. Мотивационная фаза завершается принятием решения – своеобразной границей, отделяющей мотивационную фазу от волевой. Сущность последней заключается в реализации намерения путем инициирования тенденции действия. Эта модель получила название теория четырех стадий действия или «модель Рубикона» [108].

Одно из известных направлений в западной психологии, связанных с изучением волевого поведения в русле мотивационного подхода, составляют исследования настойчивости. Настойчивость, по мнению ряда авторов, представляет собой важное поведенческое проявление мотивации (Мак-Дауголл, Э. Толмен, К. Левин, Дж. Аткинсон, Д. Биндра и др.). Среди основных аспектов в исследовании настойчивости можно выделить следующие: связь настойчивости с уровнем социализации в онтогенезе; влияние индивидуальных различий в локусе контроля на уровень настойчивости в поведении; исследования настойчивости в процессе обучения; изучение связи настойчивости с самоконтролем и самооценкой и др. [61].

Обобщая взгляды ученых, работавших в русле мотивационного подхода к изучению воли, можно констатировать, что воля здесь понимается как способность к инициации действий или к усилению побуждения к действию. В этой связи необходимо отметить несомненную заслугу указанного подхода, заключающуюся в констатации тесной связи воли человека с системой его побуждений. Но попытки объяснить активность личности зачастую лишь ее мотивами устраняют необходимость самого понятия «воля», лишают его реального психологического содержания. Основываясь на мотивационном подходе, волевым можно считать человека, имеющего систему сильных устойчивых мотивов. Между тем, как показывает практика, у человека могут быть сформированы соответствующие мотивы к действиям, но не выработано умение преодолевать трудности в осуществлении этих действий. У человека должна быть развита и динамическая сторона воли, заключающаяся в способности к мобилизации волевого усилия на пути к достижению поставленной цели [90].

Выделяя в воле две стороны – содержательную и динамическую, регуляционный подход к изучению воли делает акцент на ее динамической стороне. В центре внимания здесь волевая регуляция поведения и деятельности, способность при помощи волевого усилия преодолевать внешние и внутренние трудности на пути к достижению цели, что выражается в различных волевых качествах личности.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушенным слухом
Слух играет большую роль в интеллектуальном и речевом развитии ребенка. Ребенок с сохранным слухом слышит речь взрослых, подражает ей и учится самостоятельно говорить. Слушая объяснения взрослого, малыш знакомится с окружающим миром, овла ...

Проблема проявления импульсивного поведения детей дошкольного возраста в онтогенезе
Проблема импульсивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования человечества в связи с его распространенностью и дестабилизирующим влиянием в детском возрасте. Рассмотрим несколько определений понятия «поведение». ...

Формирование и изменение социальных установок
Психологически воспитание во многом означает формирование и изменение социальных установок человека. Напомним, что социальная установка имеет три компонента: знания, эмоции и действия. Соответственно, воспитание социальных установок своди ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта