Воля как психический процесс

Психология » Теоретико-эмпирический анализ взаимосвязи самооценочно-волевых характеристик и структурных особенностей личности студента » Воля как психический процесс

Страница 4

В рамках исследования различных подходов к изучению воли представляется необходимым остановиться на ряде современных тенденций, базирующихся на традиционных подходах к изучению воли. В настоящее время в отечественной психологии прослеживается тенденция рассматривать волю как одну из сторон произвольного управления (самоуправления) личности. Основное внимание при исследовании волевой регуляции здесь уделяется способности личности к сознательному произвольному управлению своим поведением и деятельностью с помощью включения в это управление волевого компонента (Н.И. Непомнящая, Г.Н. Солнцева, Л.Д. Столяренко, Н.М. Пейсахов, В.А. Иванников, Г.С. Никифоров, В.К. Калин, В.К. Котырло, Е.П. Ильин, А.А. Крылов и др.).

В работах С.Л. Рубинштейна содержится определение воли через произвольное действие, осуществляемое в условиях преодоления препятствий [85]. Данную точку зрения в целом разделяет и В.И. Селиванов [90]. Ряд ученых склонны рассматривать волевые действия как высший личностный уровень действий произвольных. Если за произвольным действием стоит субъект, то за волевым – личность с ее смысловыми ценностными образованиями [34].

В настоящем исследовании мы рассматриваем проявления воли или произвольное управление личностью своим поведением, связывая волю с преодолением внешних и внутренних трудностей. В настоящее время ряд авторов не только дифференцируют два понятия – «произвольный» и «волевой», но и различают в этой связи понятия «управление» (произвольное) и «регуляция» (волевая) [103]. Таким образом, проблема соотношения произвольности и волевой регуляции сегодня приобретает характер соотношения «произвольного управления» (целого) и «волевой регуляции» (части).

Следует подчеркнуть, что тенденция рассматривать волевую регуляцию как часть произвольного управления предлагает в качестве центрального момента управления и регуляции рассматривать сознание человека как высшую ступень развития психики. Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. Л.Д. Столяренко также выделяет в сложном волевом действии ряд этапов, подчеркивая несомненную взаимосвязь произвольного управления и волевой регуляции в сложном волевом действии: осознание цели и стремление достичь ее; осознание ряда возможностей достижения цели; появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности; борьба мотивов и выбор; принятие одной из возможностей в качестве решения; осуществление принятого решения; преодоление внешних и внутренних препятствий до самого достижения цели [103]. Таким образом, в настоящее время в отечественной психологии активно развивается тенденция рассматривать волевую регуляцию как составную часть процесса произвольного управления.

Анализ литературных источников по проблеме воли в отечественной и зарубежной психологии позволяет сделать следующие выводы

:

– в современной психологической науке выделяются два основных подхода к рассмотрению воли: мотивационный и регуляционный. Каждый из них абсолютизирует одну из сторон воли: мотивацию – в одном случае, и направленное на преодоление трудностей волевое усилие, к которому сводится воля, – в другом случае.

– ученые, работающие в рамках регуляционного подхода к изучению воли, рассматривают указанный психологический феномен в совокупности двух его сторон: содержательной (мотивационной) и динамической (силы воли). К содержательной стороне относят мотивационно-смысловые отношения, которые в совокупности составляют направленность личности, к динамической – силу воли, проявляющуюся в мобилизации волевого усилия по достижению поставленных целей;

– традиционное направление в изучении воли служит базой для возникновения и развития в отечественной психологии современных тенденций в изучении воли, к числу которых прежде всего следует отнести тенденцию рассматривать волевую саморегуляцию как составную часть произвольного управления.

Страницы: 1 2 3 4 

Информация по теме:

Педагогические ошибки и их последствия
Первая область педагогических ошибок связана с интеллектуальным развитием, воспитанием и образованием. Интеллектуальные, информационные перегрузки; недоучет личностных смыслов, персональных интеллектуальных интересов и потребностей одарен ...

Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей старшего дошкольного возраста
В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств – принятые в обществе, формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т.д. С другой стороны, ребенок овладевает уме ...

Статус идентичности
Исследования показывают, что статус идентичности оказывает глубокое влияние на социальные ожидания, поведение, Я-образ и реакцию на стресс. Четыре статуса Марсиа являются неотъемлемой частью процесса развития. Рассмотрим, как эти они вз ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта