Коррекция импульсивного поведения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством серии релаксационных упражнений

Психология » Психолого-педагогическое исследование проблемы импульсивного поведения детей дошкольного возраста в трудах ученых » Коррекция импульсивного поведения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством серии релаксационных упражнений

Страница 2

К специфическим методам коррекции можно отнести:

– релаксационный тренинг, который проводит психолог на своих занятиях с детьми, педагог может, как вводить в занятие, так и использовать в специальных коррекционно-развивающих занятиях. Опыт использования различных «путешествий» в воображении на занятии говорит об уменьшении нетерпеливости, дезорганизованности, внутренней напряженности как предпосылок импульсивных актов. Возможно использование релаксационной музыки за полчаса до того, как в группе начнется «тихий час» (успокаивающий вариант) [19; С. 52].

Слово «релаксация» произошло от латинского «relaxatio», что означает «уменьшение напряжения», «ослабление». Рассмотрим определения понятия «релаксация», данные в психологических словарях.

Релаксация – состояние покоя, расслабленности, возникающее у субъекта следствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий [14; С. 316].

Релаксация – общее состояние покоя, расслабленности при отходе ко сну, после сильных переживаний или физических усилий, а так же полное или частичное мышечное расслабление, наступающее в результате произвольных усилий типа аутогенной тренировки [3; С. 468].

Релаксация может быть непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызываемой путем принятия спокойной позы, представления состояний, обычно соответствующих покою, расслабления мышц, вовлеченные в различные виды активности [14; С. 317].

Формой релаксации являются релаксационные упражнения.

Упражнение – повторное выполнение действия с целью его усвоения [14; С. 402].

Упражнение – процедура, в рамках которой осуществляются все компоненты процесса научения – уяснение содержания действия, его закрепление, обобщение и автоматизация [28; С. 537].

Следовательно, можно вывести определение понятия «релаксационное упражнение»:

Релаксационное упражнение – произвольное выполнение действий с целью частичного мышечного расслабления, достижения общего состояние покоя, расслабленности.

Релаксация является одним из методов саморегуляции, основанных на активной регуляции мышечного тонуса.

А.Н. Леонтьев (1975) рассматривает саморегуляцию как универсальный механизм, связывающий различные функции психических явлений в единое целое, при котором способ реагирования, поведения организма обусловлен не только характером объективных внешних воздействий, но и характером внутренней организации данной биологической системы, ходом ее филогенетического и онтогенетического развития [22; С. 7].

В нашей стране наиболее часто используется метод Э. Джекобсона. В 1938 им был предложен метод, который получил известность как метод «прогрессирующей (последовательной) мышечной релаксации». Основным содержанием метода являются релаксирующие упражнения, причем под релаксацией Джекобсон понимает не только расслабление мышц, но и состояние, противоположное психической активности. Обоснование метода состояло в том, что произвольное расслабление мускулатуры сопровождается снижением нервно-эмоционального напряжения и оказывает седативный (успокаивающий) эффект.

Основная заслуга данного ученого состоит в доказательстве того, что путем систематических упражнений, достигая значительного расслабления мышц и связанного сними общего покоя, можно научиться целенаправленно воздействовать на различные, в том числе исходно произвольные, функции организма [22; С. 47].

Из других методов саморегуляции, основанных на активной регуляции мышечного тонуса, известен и «комплекс активной релаксации» Д. Эверли и Р. Розенфельда (1985). Так же как и Э. Джекобсон, авторы исходят из того, что поскольку моторные проявления связаны с эмоциями, то достигнуть значительного уменьшения переживаний, беспокойства, тревоги, импульсивности и других проявлений повышенного возбуждения можно путем нервно-мышечной релаксации. Однако, в отличие от Э. Джекобсона, Д. Эверли и Р. Розенфельд предлагают сочетание системы релаксационных упражнений с речевым воздействием (речевыми инструкциями) [22; С. 50].

Точной классификации релаксационных упражнений не выведено. Существует лишь их разделение по зонам расслабления, то есть по анатомическому принципу. Но единой классификации релаксационных упражнений мы не выделили. Для структуризации коррекционной работы релаксационные упражнения для дошкольников с задержкой психического развития мы разделили на следующие две группы:

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Влияние семейных факторов научной психологии на развитие личности ребенка
С точки зрения семейных факторов научной психологии существует два пути развития личности ребенка: отрицательное развитие (задержка в развитии) и положительное, т.е. развитие полноценной личности ребенка. Наука о психическом развитии реб ...

Особенности Интернет-зависимости в студенческой среде
Как уже было сказано выше, 18-24 года – средний возраст пользователей сети и зависимых от неё. Эти годы как раз приходятся на годы юности и студенчества. Студенты чаще других групп населения обращаются к услугам «Всемирной паутины» по сле ...

Особенности коммуникативного поведения у детей с алалией
Проблема коммуникативного развития ребенка дошкольника в данный период времени является наиболее актуальной. Объясняется это значением коммуникативной деятельности в процессе социализации ребенка и значением дошкольного детства в развитии ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта