Коррекция импульсивного поведения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством серии релаксационных упражнений

Психология » Психолого-педагогическое исследование проблемы импульсивного поведения детей дошкольного возраста в трудах ученых » Коррекция импульсивного поведения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством серии релаксационных упражнений

Страница 1

дошкольный задержка психологический импульсивный

В психолого-педагогической литературе описаны разные подходы к организации коррекционной работы с импульсивными детьми. Выбор методов коррекции во многом зависит от причин импульсивного поведения, способов выражения импульсивности, индивидуальных особенностей личности старшего дошкольника с задержкой психического развития. Следует также принимать во внимание отношения в семье, ее социальное положение.

Коррекция – система психолого-медико-социальных мероприятий, направленная на исправление или преодоление недостатков психологического развития ребенка. Определим причины импульсивности детей и возможные методы их коррекции в дошкольном учреждении:

1. Причина: сниженная произвольность действий. Методы коррекции: подвижные игры (с правилами), спортивные эстафеты соревновательного командного характера, релаксационные упражнения.

2. Причина: чрезмерная двигательная активность. Методы коррекции: индивидуальные поручения, задания.

3. Причина: дефицит произвольного внимания. Методы коррекции: составление ребенком дневника наблюдений, дидактические игры и упражнения.

4. Причина: дефицит родительского внимания (гипоопека), неудовлетворенная потребность в родительской любви и принятии.

Методы коррекции: беседа с родителями, направление к психологу, совместные мероприятия (например, «Мама, папа, я – наша дружная семья!»), налаживание эмоционального контакта родителей с ребенком (домашние задания).

5. Причина: усвоение эталона импульсивного поведения в семье.

Методы коррекции: беседа с родителями, направление к психологу, семейная психотерапия – личностно ориентированная психотерапия, целью которой является формирование адекватного взгляда на проблемы ребенка и активного партнерского взаимодействия родителей и детей [1; С. 70].

6. Причина: низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков.

Методы коррекции: подвижные игры, игры на понимание своего эмоционального состояния и эмоций окружающих, психогимнастика, игры на мимическое и пантомимическое самовыражение, релаксационные упражнения, разработка системы обучения коммуникативным навыкам.

7. Причина: подражание авторитетным детям, «детям-звездам».

Методы коррекции: формирование собственной точки зрения, своей модели поведения.

8. Причина: воздействие средств массовой информации.

Методы коррекции: давать ненавязчивые варианты и образцы миролюбивых способов общения, обсуждать книги предусмотренные программой, поведение их героев, сочинять собственные произведения.

Говоря о коррекции импульсивного поведения, можно выделить специфические и неспецифические способы взаимодействия с ребенком.

К неспецифическим, т.е. подходящим ко всем детям, способам взаимодействия относятся «правила» педагогики:

– не фиксировать внимание на нежелательном поведении ребенка и не давать собственного примера импульсивного поведения при детях. Запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления импульсивности. Выражение удивления, недоумения, огорчения педагогов по поводу неадекватного поведения детей формирует у них сдерживающие начала;

– реагировать и откликаться на любые позитивные сдвиги в поведении ребенка, какими бы незначительными они ни были. Необходимо уметь всегда находить что-то хорошее в ребенке, чтобы он чувствовал поддержку и внимание педагога. Ребенок хочет в каждый момент времени чувствовать, что его принимают и ценят.

– с ребенком лучше заниматься в первой половине дня, так как двигательная активность и расторможенность детей во второй половине дня обусловлена их усталостью и перенапряжением;

– самый лучший пример – пример педагога, необходимо показать ребенку, как сделать, что сказать, можно прогнозировать ситуации заранее и обговаривать их с ребенком.

Необходимо организовать образ жизни ребенка, его деятельность и окружение, чтобы помочь ему в усвоении правил поведения, знаний и навыков. Дети нуждаются в четкой организации своей жизни – такая организация должна не подавлять активность ребенка, а помочь ему управлять этой активностью на пользу себе и окружающим. Дети с импульсивным поведением нуждаются в ясных границах, определяющих допустимое поведение. Правила, предлагаемые ребенку должны быть простыми, ясными, насколько это возможно, немногочисленными [10; С. 70].

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Теоретические исследования в сфере психокоррекции агрессивного поведения у умственно отсталых детей подросткового возраста
Коррекционная работа по профилактике агрессивного поведения с подростками имеет свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые формы. Не говоря уже о практически неизбежной отрицательной консолидации подростков в группе, инди ...

Особенности ценностных ориентаций членов коллективистских и индивидуалистических культур
В конце 80-х гг. по инициативе и под руководством д-ра С. Шварца, профессора факультета психологии Иерусалимского университета, была организована Международная программа сравнительного (кросс-культурного) изучения ценностей [20]. Шварц ут ...

Мышление как психический процесс. Онтогенетический ход развития форм мыслительной деятельности
Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности [3]. С ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта