дошкольный задержка психологический импульсивный
В психолого-педагогической литературе описаны разные подходы к организации коррекционной работы с импульсивными детьми. Выбор методов коррекции во многом зависит от причин импульсивного поведения, способов выражения импульсивности, индивидуальных особенностей личности старшего дошкольника с задержкой психического развития. Следует также принимать во внимание отношения в семье, ее социальное положение.
Коррекция – система психолого-медико-социальных мероприятий, направленная на исправление или преодоление недостатков психологического развития ребенка. Определим причины импульсивности детей и возможные методы их коррекции в дошкольном учреждении:
1. Причина: сниженная произвольность действий. Методы коррекции: подвижные игры (с правилами), спортивные эстафеты соревновательного командного характера, релаксационные упражнения.
2. Причина: чрезмерная двигательная активность. Методы коррекции: индивидуальные поручения, задания.
3. Причина: дефицит произвольного внимания. Методы коррекции: составление ребенком дневника наблюдений, дидактические игры и упражнения.
4. Причина: дефицит родительского внимания (гипоопека), неудовлетворенная потребность в родительской любви и принятии.
Методы коррекции: беседа с родителями, направление к психологу, совместные мероприятия (например, «Мама, папа, я – наша дружная семья!»), налаживание эмоционального контакта родителей с ребенком (домашние задания).
5. Причина: усвоение эталона импульсивного поведения в семье.
Методы коррекции: беседа с родителями, направление к психологу, семейная психотерапия – личностно ориентированная психотерапия, целью которой является формирование адекватного взгляда на проблемы ребенка и активного партнерского взаимодействия родителей и детей [1; С. 70].
6. Причина: низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков.
Методы коррекции: подвижные игры, игры на понимание своего эмоционального состояния и эмоций окружающих, психогимнастика, игры на мимическое и пантомимическое самовыражение, релаксационные упражнения, разработка системы обучения коммуникативным навыкам.
7. Причина: подражание авторитетным детям, «детям-звездам».
Методы коррекции: формирование собственной точки зрения, своей модели поведения.
8. Причина: воздействие средств массовой информации.
Методы коррекции: давать ненавязчивые варианты и образцы миролюбивых способов общения, обсуждать книги предусмотренные программой, поведение их героев, сочинять собственные произведения.
Говоря о коррекции импульсивного поведения, можно выделить специфические и неспецифические способы взаимодействия с ребенком.
К неспецифическим, т.е. подходящим ко всем детям, способам взаимодействия относятся «правила» педагогики:
– не фиксировать внимание на нежелательном поведении ребенка и не давать собственного примера импульсивного поведения при детях. Запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления импульсивности. Выражение удивления, недоумения, огорчения педагогов по поводу неадекватного поведения детей формирует у них сдерживающие начала;
– реагировать и откликаться на любые позитивные сдвиги в поведении ребенка, какими бы незначительными они ни были. Необходимо уметь всегда находить что-то хорошее в ребенке, чтобы он чувствовал поддержку и внимание педагога. Ребенок хочет в каждый момент времени чувствовать, что его принимают и ценят.
– с ребенком лучше заниматься в первой половине дня, так как двигательная активность и расторможенность детей во второй половине дня обусловлена их усталостью и перенапряжением;
– самый лучший пример – пример педагога, необходимо показать ребенку, как сделать, что сказать, можно прогнозировать ситуации заранее и обговаривать их с ребенком.
Необходимо организовать образ жизни ребенка, его деятельность и окружение, чтобы помочь ему в усвоении правил поведения, знаний и навыков. Дети нуждаются в четкой организации своей жизни – такая организация должна не подавлять активность ребенка, а помочь ему управлять этой активностью на пользу себе и окружающим. Дети с импульсивным поведением нуждаются в ясных границах, определяющих допустимое поведение. Правила, предлагаемые ребенку должны быть простыми, ясными, насколько это возможно, немногочисленными [10; С. 70].
Информация по теме:
Трудотерапия при двигательной заторможенности
Пример. Больной Б., диагноз: шизофрения, кататоническая форма. Целый день лежит в постели в однообразной позе, действия импульсивные, агрессивен, неконтактен. Его упорно привлекали к труду - стал ежедневно участвовать в индивидуальном тру ...
Почему люди изменяют
Измена – жестокое и страшное слово, раскалывающее пополам долгие браки и устойчивые союзы. Измена подстерегает нас на каждом шагу, и вопросы – почему мужчины изменяют и как этого избежать – волнуют каждую женщину на этом свете, вне зависи ...
Генетические характеристики психической ригидности
Эволюционное рассмотрение психической, ригидное прежде всего позволяет высказать предположение, что ее проявление в разнообразии фиксированных форм поведения у человека древние филогенетические корни. Эти формы поведения являются, по всей ...