Основные направления и условия формирования ценностно-ориентационного единства воинского коллективов

Психология » Условия обеспечения ценностно-ориентационного единства в воинском коллективе » Основные направления и условия формирования ценностно-ориентационного единства воинского коллективов

Страница 1

Основные направления ценностно-ориентационного единства экипажей и боевых расчетов можно охарактеризовать, опираясь на социально-психологическую концепцию с выделением таких ведущих ее компонентов, как морально-политическое единство, боевая сработанность и психологическая совместимость. В соответствии с ней к числу направлений деятельности командиров, их заместителей по воспитательной работе и военных психологов можно отнести: оптимизацию взаимоотношений в морально-политической сфере, формирование боевой сработанности членов экипажа и совершенствование психологической совместимости.

Оптимизация взаимоотношений в морально-политической сфере в целях формирования морально-политического единства многими авторами признается ведущим направлением ценностно-ориентационного единства воинских экипажей и боевых расчетов, которое реализуется через формирование статических предпосылок морально-политического единства (к ним относятся медленно изменяющиеся мировоззренческие взгляды и убеждения) и их актуализацию в конкретные динамические мотивы взаимного доверия членов экипажа.

Большие возможности ценностно-ориентационного единства экипажей скрыты в формировании боевой сработанности в рамках боевой подготовки. Это может осуществляться через достижение высокого уровня индивидуального и группового воинского мастерства как ведущей предпосылки эффективной совместной деятельности и реализации ее на субъективном уровне во взаимопонимание между специалистами-профессионалами.

Формированию боевой сработанности способствует взаимная осведомленность членов экипажа о профессионально-важных качествах друг друга. Решению этой задачи во многом помогает использование напряженных ситуаций, которые не только способствуют быстрому раскрытию основных индивидуально-психологических качеств личности сослуживца, но и позволяют проверить его ценность для совместного боевого функционирования, приемлемость в качестве надежного товарища-профессионала. Поэтому оправданным бывает целенаправленное моделирование таких чрезвычайных ситуаций в целях ускорения вхождения новичка в сложившийся коллектив. Весьма полезно также для целей формирования профессионально-боевой слаженности использовать повседневные, порой незначительные на первый взгляд эпизоды совместной боевой работы в процессе групповых теоретических занятий, при несении караульной и внутренней служб в составе экипажа или боевого расчета, в ходе отработки нормативов на полевых занятиях и учениях, при работе на специальных тренажерах.

Официальные лица должны организовывать и стимулировать шефство, наставничество опытных воинов старших призывов над только что пришедшими в часть вчерашними призывниками. Причем этот процесс не следует ограничивать простой передачей профессионального мастерства и опыта. Готовя себе равноценную профессиональную замену в полном смысле этого слова, наставник знакомит пришедшего воина с традициями, достижениями, особенностями взаимоотношений, тонкостями внутригруппового общения. По сути дела, он берет новичка под свою опеку, защиту, покровительство, облегчая для него силой своего авторитета прохождение адаптационного периода. Другими словами, наставник не только помогает новичку стать высококвалифицированным специалистом, но и содействует признанию этого факта членами всего экипажа, ускорению процесса срабатываемости, установлению профессионального взаимопонимания, без которого невозможно качественное решение совместных боевых задач.

Совершенствование психологической совместимости в межличностно-бытовой сфере завершает процесс окончательного принятия новичка в экипаж. Если в служебных взаимоотношениях контакты являются вынужденно необходимыми и строго регламентированными, то в быту они устанавливаются более естественно, под влиянием эмоциональных увлечений и случайных впечатлений. Несмотря на это, и здесь роль опытного наставника весьма существенна. Шуткой, поддержкой, тактичным замечанием он может легко снять ситуативно возникшую конфликтность, создать благоприятную установку у членов экипажа на положительную эмоциональную оценку новичка, на снисхождение к его промахам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Возрастные особенности детских отношений
Семейные отношения рассматриваются как отношения между родителями (партнерские), родителями и детьми (детско-родительские) и детьми между собой (сиблинговые). Отношения в семье по содержанию являются межличностными, в основе которых лежит ...

Характеристика процесса обучения как целостной системы
Охарактеризовать процесс обучения как систему можно только проследив эту систему в ее динамике, т.е. выявив каким образом изменяется ее состав (элементы), структура (связи между ними) в соответствии с ее функциями. При этом следует помнит ...

Причины конфликтов между супругами
В первый период, период притирки супругов, наиболее типичными причинами конфликтов являются: · межличностная несовместимость; · претензии на лидерство; · претензии на превосходство; · разделение домашних дел; · претензии на управлени ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта