Психологические рекомендации по формированию взаимопонимания между взрослыми и подростками

Психология » Особенности взаимоотношений подростков со взрослыми » Психологические рекомендации по формированию взаимопонимания между взрослыми и подростками

Страница 3

Подростки зорко подмечают отдельные промахи и недостатки взрослых. При этом они непосредственны и искренни; и если мы, взрослые, честно признаемся в своей ошибке, а при надобности и извинимся, то авторитет наш нисколько не пострадает.

Часто предметом критики становится учитель. Нередко приходится слышать от школьников, что учитель «несправедлив» к ним, что у него есть любимые и нелюбимые ученики, что он неверно ставит отметки и т.п. Не следует поощрять такие разговоры, но и уходить от них нельзя. Надо подростка заставить задуматься над собственным поведением, проанализировать свои поступки, и многие упреки в адрес учителя отпадут сами собой.

Родителям известно, что у подростка возможна резкая, не всегда объяснимая смена настроений. Например, вы заметили, что сын пришел из школы мрачный, неразговорчивый. Не садится обедать – «нет аппетита». Подходит время - не берется за уроки. Если вы начнете с упреков, повысите тон, то в ответ можете услышать грубость. А кроме того, не узнаете, что же произошло, чем расстроен ваш сын. Все будет по-иному, если, выждав некоторое время, вы дружески побеседуете с ним и сумеете вызвать на откровенный разговор. Он сам расскажет о своих огорчениях и почувствует облегчение от того, что поделился с вами своими бедами, нашел сочувствие. А если при этом вы дадите совет, как лучше поступать в данном затруднительном случае, вы достигнете двойной цели: не только поможете сыну, но и приобретете его доверие.

Когда подросток идет к вам с вопросами или сомнениями, не говорите ему «нет», не ссылайтесь на занятость и отсутствие времени. Стремление ребенка поговорить с родителями по душам надо всячески поддерживать и укреплять. Неудовлетворенная потребность поделиться с отцом или матерью сокровенными мыслями и переживаниями заставляет подростка искать «поверенного» вне семьи. Им может оказаться человек случайный, с сомнительной репутацией, который поведет подростка по неверному пути. В таких случаях задуматься над своими взаимоотношениями с сыном или дочерью заставляют родителей уже какие-либо серьезные проступки детей. Иногда это бывает слишком поздно.

Недочеты и недоработки предшествующего воспитания в подростковом возрасте обнажаются особенно рельефно. Если у ребенка младшего школьного возраста не было выработано, например, ответственное отношение к занятиям, не были развиты познавательные интересы, если он не привык к систематической работе, то в подростковом возрасте неизбежно возникают трудности с учением[19].

Следует бережно, с пониманием относиться к внутреннему миру подростка, его переживаниям, увлечениям. Умейте выслушать подростка, согласиться с ним, если он прав, переубедить, если ошибается. Требования, предъявляемые подростку, должны быть разумно аргументированы. Выбор воспитательных воздействий, средств поощрения и наказания должен определяться замечательной формулой, предложенной А.С. Макаренко: «Как можно больше требований к человеку, но и как можно больше уважения к нему». Применительно к подростковому возрасту особенно хочется подчеркнуть вторую часть этой формулы, так как родители нередко забывают о ней.

Задача взрослого - быть рядом с подростком. А это значит - вовремя прийти ему на помощь, подсказать, посоветовать, а если возникнет необходимость - более активно вмешаться в жизнь подростка. Взрослый рядом - это значит, что у подростка есть надежный и опытный друг, который умело и тактично поведет его через трудности отрочества и юности. Это значит, что подросток всегда будет чувствовать так необходимую ему в это время свободу и самостоятельность, уважение и доверие. Это значит, что его потребности, желания и интересы встретят понимание и поддержку.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Особенности застенчивости детей старшего дошкольного возраста
Проблему застенчивости изучали за рубежом: Д. Болдуин, К. Гросс, Ф. Зимбардо, К. Изард, Д. Б. Уотсон, В Штерн. У нас в стране этим вопросом занимались: Е. И. Гаспарова, А. А. Захаров, Я. Копчак, Ю. М. Орлов, Т. О. Смолева. Исследователе ...

Проблема детско-родительских отношений и благополучие ребенка в семье
Проблема детско-родительских отношений в психологии является одной из классических, к которой обращались многие авторы (Э. Фромм, А. Спиваковская, А. Захаров, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фромм. и др.) и, н ...

Психологические особенности больных сердечнососудистых заболеваний
Значимую роль в возникновении и развитии заболевания играет фактор психологического стресса. Стресс – одно из самых распространенных заболеваний нашего времени активирующий патологические механизмы. Многие жалуются, что во время напряженн ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта