Знание основных тенденций развития подростка, индивидуальных особенностей своего ребенка поможет родителям найти средства и методы конкретного воздействия, выбрать прав ильные формы взаимодействия с ним. Следует помнить, что каждый подросток - личность, складывающаяся под воздействием множества факторов[20].
Помочь подростку взрослеть - это значит научить его анализировать поступки и отношения людей, разбираться в мотивах поведения, в причинах и следствиях поступков не только окружающих его людей, но и в своих собственных. Подросток нередко склонен не замечать недостатки в своем поведении. Необходимо научить его критически относиться к себе, к своим поступкам и отношениям.
Надо научить его трудиться, привлекать к труду вместе со взрослыми. Труд рядом и наравне со взрослыми рождает у подростка чувство удовлетворения и гордости, поддерживает и укрепляет чувство собственного достоинства, пробуждает уважение к себе. Эти положительные эмоции чрезвычайно важны для налаживания и закрепления контактов между взрослым и подростком.
Не следует, однако, думать, что взрослый может заменить подростку друзей-сверстников. Надо помнить, что товарищи подростку необходимы. Влияние друга-сверстника на формирование личности подростка очень велико, более того, оно неизбежно, и не надо его бояться. Взрослый должен знать круг общения подростка, понимать его специфику, только при этом условии и можно занять позицию ведущего, «впередсмотрящего» взрослого друга.
При наличии острых психологических проблем в общении со взрослыми для подростков может быть проведен психологом цикл бесед, включенных в специальную программу. Она должна охватывать ряд актуальных вопросов и проблем, например: Почему мы не всегда понимаем друг друга, обижаемся, расстраиваемся, не всегда получаем поддержку в нужный момент? Как найти взаимопонимание с родителями, учителями, тренером и другими старшими? Как научиться донести свою мысль до собеседника, если ли он старше, у него больше прав? Как не терять уверенность и уметь разрешать конфликты в общении со взрослыми?
Содержание программы должно включать такие пункты как:
1. Цель программы: помочь подростку прояснить собственные позиции в отношениях со значимыми взрослыми, научиться успешно общаться с родителями, учителями.
2. Основные темы:
· Особенности общения с людьми разного возраста (младшими, сверстниками, старшими)
· Прояснение собственных отношений со взрослыми
· Доверие в отношениях с родителями
· Разрешение конфликтов со взрослыми
3. Методы и формы работы: имитационные и ролевые игры, элементы групповой дискуссии, рисование, работа в парах и мини-группах, психогимнастики, работа с видеоматериалами.
В результате программы участники:
· Узнают о различных видах общения и позициях участника в этих ситуациях
· Прояснят свои отношения со значимыми взрослыми
· Получат возможность проиграть собственные актуальные (сложные) ситуации в общении с родителями и учителями
· Потренируют новые стратегии поведения в общении со взрослыми
По окончании психологического тренинга с подростками в рамках программы проводится встреча с родителями, на которой ведущий рассказывает о содержании программы и том, каких моделей поведения родителям желательно придерживаться для закрепления полученных ребенком навыков. Также для родителей может быть подготовлен специальный буклет, в котором содержится информация об особенностях возраста и рекомендации по выстраиванию взаимодействия с подростком.
Информация по теме:
Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушенным
слухом
Способы коммуникации являются важным аспектом исследования межличностных отношений неслышащих индивидов. Смысловой, ценностный, эмоциональный обмен, составляющий суть межличностных отношений, реально осуществляется между слабослышащими и ...
Подходы к изучению самости
Наше сознание не может выйти за пределы сознания, также как и мышление не может выйти за пределы мышления. Тем не менее, и сознательность и мышление, при помощи символов и образов, могут быть подведены разумом к некому прозрению или интуи ...
Проблемы возрастной периодизации психического развития
Современная отечественная психологическая наука решает проблему развития психики, считая человека существом биосоциальным, рассматривая действия двух факторов в единстве, исходя из материалистического понимания психики как свойства мозга, ...