Психологические рекомендации по формированию взаимопонимания между взрослыми и подростками

Психология » Особенности взаимоотношений подростков со взрослыми » Психологические рекомендации по формированию взаимопонимания между взрослыми и подростками

Страница 4

Знание основных тенденций развития подростка, индивидуальных особенностей своего ребенка поможет родителям найти средства и методы конкретного воздействия, выбрать прав ильные формы взаимодействия с ним. Следует помнить, что каждый подросток - личность, складывающаяся под воздействием множества факторов[20].

Помочь подростку взрослеть - это значит научить его анализировать поступки и отношения людей, разбираться в мотивах поведения, в причинах и следствиях поступков не только окружающих его людей, но и в своих собственных. Подросток нередко склонен не замечать недостатки в своем поведении. Необходимо научить его критически относиться к себе, к своим поступкам и отношениям.

Надо научить его трудиться, привлекать к труду вместе со взрослыми. Труд рядом и наравне со взрослыми рождает у подростка чувство удовлетворения и гордости, поддерживает и укрепляет чувство собственного достоинства, пробуждает уважение к себе. Эти положительные эмоции чрезвычайно важны для налаживания и закрепления контактов между взрослым и подростком.

Не следует, однако, думать, что взрослый может заменить подростку друзей-сверстников. Надо помнить, что товарищи подростку необходимы. Влияние друга-сверстника на формирование личности подростка очень велико, более того, оно неизбежно, и не надо его бояться. Взрослый должен знать круг общения подростка, понимать его специфику, только при этом условии и можно занять позицию ведущего, «впередсмотрящего» взрослого друга.

При наличии острых психологических проблем в общении со взрослыми для подростков может быть проведен психологом цикл бесед, включенных в специальную программу. Она должна охватывать ряд актуальных вопросов и проблем, например: Почему мы не всегда понимаем друг друга, обижаемся, расстраиваемся, не всегда получаем поддержку в нужный момент? Как найти взаимопонимание с родителями, учителями, тренером и другими старшими? Как научиться донести свою мысль до собеседника, если ли он старше, у него больше прав? Как не терять уверенность и уметь разрешать конфликты в общении со взрослыми?

Содержание программы должно включать такие пункты как:

1. Цель программы: помочь подростку прояснить собственные позиции в отношениях со значимыми взрослыми, научиться успешно общаться с родителями, учителями.

2. Основные темы:

· Особенности общения с людьми разного возраста (младшими, сверстниками, старшими)

· Прояснение собственных отношений со взрослыми

· Доверие в отношениях с родителями

· Разрешение конфликтов со взрослыми

3. Методы и формы работы: имитационные и ролевые игры, элементы групповой дискуссии, рисование, работа в парах и мини-группах, психогимнастики, работа с видеоматериалами.

В результате программы участники:

· Узнают о различных видах общения и позициях участника в этих ситуациях

· Прояснят свои отношения со значимыми взрослыми

· Получат возможность проиграть собственные актуальные (сложные) ситуации в общении с родителями и учителями

· Потренируют новые стратегии поведения в общении со взрослыми

По окончании психологического тренинга с подростками в рамках программы проводится встреча с родителями, на которой ведущий рассказывает о содержании программы и том, каких моделей поведения родителям желательно придерживаться для закрепления полученных ребенком навыков. Также для родителей может быть подготовлен специальный буклет, в котором содержится информация об особенностях возраста и рекомендации по выстраиванию взаимодействия с подростком.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Оперантное научение Берреса Фредерика Скиннера
Личность, с точки зрения научения, - это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Это накопленный набор изученных моделей поведения. Научающе-бихевиоральное направление занимается открытыми действиями человека как производными ...

Основные подходы к толкованию понятия «сoping»
Теория совладания личности с трудными жизненными ситуациями (копинга) возникла в психологии во второй половине ХХ в. Термин введен американским психологом Абрахамом Маслоу. Под «копингом» (от англ. to cope – справиться, совладать) подразу ...

Факторы восприятия
Люди, вступающие в общение, не равны: они отличаются друг от друга по своему социальному статусу, жизненному опыту, интеллектуальному потенциалу и т.д. При неравенстве партнеров наиболее часто применяется схема восприятия, которая приводи ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта