Психологические рекомендации по формированию взаимопонимания между взрослыми и подростками

Психология » Особенности взаимоотношений подростков со взрослыми » Психологические рекомендации по формированию взаимопонимания между взрослыми и подростками

Страница 4

Знание основных тенденций развития подростка, индивидуальных особенностей своего ребенка поможет родителям найти средства и методы конкретного воздействия, выбрать прав ильные формы взаимодействия с ним. Следует помнить, что каждый подросток - личность, складывающаяся под воздействием множества факторов[20].

Помочь подростку взрослеть - это значит научить его анализировать поступки и отношения людей, разбираться в мотивах поведения, в причинах и следствиях поступков не только окружающих его людей, но и в своих собственных. Подросток нередко склонен не замечать недостатки в своем поведении. Необходимо научить его критически относиться к себе, к своим поступкам и отношениям.

Надо научить его трудиться, привлекать к труду вместе со взрослыми. Труд рядом и наравне со взрослыми рождает у подростка чувство удовлетворения и гордости, поддерживает и укрепляет чувство собственного достоинства, пробуждает уважение к себе. Эти положительные эмоции чрезвычайно важны для налаживания и закрепления контактов между взрослым и подростком.

Не следует, однако, думать, что взрослый может заменить подростку друзей-сверстников. Надо помнить, что товарищи подростку необходимы. Влияние друга-сверстника на формирование личности подростка очень велико, более того, оно неизбежно, и не надо его бояться. Взрослый должен знать круг общения подростка, понимать его специфику, только при этом условии и можно занять позицию ведущего, «впередсмотрящего» взрослого друга.

При наличии острых психологических проблем в общении со взрослыми для подростков может быть проведен психологом цикл бесед, включенных в специальную программу. Она должна охватывать ряд актуальных вопросов и проблем, например: Почему мы не всегда понимаем друг друга, обижаемся, расстраиваемся, не всегда получаем поддержку в нужный момент? Как найти взаимопонимание с родителями, учителями, тренером и другими старшими? Как научиться донести свою мысль до собеседника, если ли он старше, у него больше прав? Как не терять уверенность и уметь разрешать конфликты в общении со взрослыми?

Содержание программы должно включать такие пункты как:

1. Цель программы: помочь подростку прояснить собственные позиции в отношениях со значимыми взрослыми, научиться успешно общаться с родителями, учителями.

2. Основные темы:

· Особенности общения с людьми разного возраста (младшими, сверстниками, старшими)

· Прояснение собственных отношений со взрослыми

· Доверие в отношениях с родителями

· Разрешение конфликтов со взрослыми

3. Методы и формы работы: имитационные и ролевые игры, элементы групповой дискуссии, рисование, работа в парах и мини-группах, психогимнастики, работа с видеоматериалами.

В результате программы участники:

· Узнают о различных видах общения и позициях участника в этих ситуациях

· Прояснят свои отношения со значимыми взрослыми

· Получат возможность проиграть собственные актуальные (сложные) ситуации в общении с родителями и учителями

· Потренируют новые стратегии поведения в общении со взрослыми

По окончании психологического тренинга с подростками в рамках программы проводится встреча с родителями, на которой ведущий рассказывает о содержании программы и том, каких моделей поведения родителям желательно придерживаться для закрепления полученных ребенком навыков. Также для родителей может быть подготовлен специальный буклет, в котором содержится информация об особенностях возраста и рекомендации по выстраиванию взаимодействия с подростком.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Нарушение процессов коммуникации
В процессе общения в семье происходит согласование взаимных потребностей, восприятие поведения друг друга, выработка общей пози-ции и представлений и т.д. И Именно особенности общения в семье ока-зывают значительное влияние на формировани ...

Владение и собственность
Проблема владения вызывает заметный интерес в психологической литературе. Многие авторы пытались понять, как личная и социальная идентичности связаны с объектами владения. Камптнер (Kamptner, 1989, 1981) обсуждает значение некоторых катег ...

Понятие о внутриличностных конфликтах. Взгляды отечественных и зарубежных ученых на проблему внутриличностных конфликтов
Личность является предельным субъектом (оппонентом) конфликта. В этом качестве она образует одну из его сторон. Но кроме этого каждый человек является самостоятельными генератором конфликта, внутри которого он и развертывается. Другими сл ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта