Необходимость включения в специфически человеческие виды деятельности с раннего детства вынуждает родителей заботиться о развитии нужных для их детей способностей, и впоследствии, когда дети сами становятся взрослыми, создает у них необходимость в самостоятельном приобретении необходимых способностей. Развитию нужных способностей у детей также способствуют окружающие ребенка взрослые люди, которые в большинстве своем уже обладают необходимыми способностями и средствами обучения (в виде готовых предметов духовной и материальной культуры, которыми ребенку надо научиться пользоваться). В свою очередь дети с наибольшей готовностью принимают соответствующие учебные и воспитательные действия и быстро усваивают их благодаря гибкости пластичного к учебной деятельности мозга. Под влиянием всего этого необходимые для развития человеческих способностей задатки складываются у ребенка довольно рано (примерно к трем годам), тем самым обеспечивая впоследствии уже не природное, а социальное развитие ребенка, включая такие способности, аналога которым нет даже у животных.
Так у детей 8-9 лет обращают на себя внимание повышенная готовность усваивать, доверчивое подчинение авторитету, вера в истинность всего, чему учат; эти особенности представляют собой подлинный залог обучаемости и воспитуемости в младшем школьном возрасте. Для подростков 12-13 лет характерны опережающая развитие других сторон личности потребность в деятельности, подъем энергии и широта склонностей. В годы наступления ранней юности очень заметны работа анализирующей мысли, склонность к рассуждениям и особая эмоциональность; для подростков 15-16 лет характерны также тяготение к значительным жизненным целям, склонность к саморегуляции и самовоспитанию.
Наблюдавшиеся жизненные факты подтверждали ту точку зрения, согласно которой «внешние и внутренние противоречия», способы преодоления возникающих противоречий играют исключительно важную роль в ходе «возрастного развития» (А. Валлон, А.В. Веденов).
Важно заметить, что периоды особой повышенной готовности к овладению специальными видами деятельности рано или поздно заканчиваются. Если какая-либо функция не получила должного развития в благоприятный период, то в дальнейшем её развитие оказывается чрезвычайно затруднено, а иногда и вовсе невозможно. Одним из условий, позволяющих реализовать задатки, являются особенности семейного воспитания. Вероятность обнаружения у детей каких-либо способностей более высока, когда родители проявляют заботу о развитии способностей своих детей, чем когда дети предоставлены сами себе.
Для развития способностей ребенка важны все этапы становления его как личности. И нельзя надеяться на то, что, став, старше ребенок сможет наверстать все упущенное.
По мере взросления ребенка происходит качественно новое и в некоторых отношениях одностороннее усиление возможностей развития. Такой переход от возраста к возрасту означает не только рост, обогащение психических свойств, но и их качественное преобразование - возможно затухание, прекращение действия одних способностей и возникновения новых. Все вместе ведет к общему подъему уровня развития.
Возрастные особенности как бы подготавливают и временно сохраняют благоприятные условия для успешного становления тех или иных сторон умственных способностей. Возрастные особенности, можно сказать, выступают как составная часть самих детских особенностей.
Информация по теме:
Вильгельм Вундт: "Введение в психологию"
На вопрос о задаче психологии обыкновенно отвечают: эта наука должна изучать состояния сознания, их связь и отношения, чтобы найти в конце концов законы, управляющие этими отношениями. Сознание представляет собой сумму сознаваемых нами со ...
Формирование научной медицины
Период развития научной медицины укладывается всего в несколько столетий. Это понятие еще более узкое, хотя интернациональность, динамичность и обоснованность научных методов открывают перед человечеством широкие перспективы. В настоящее ...
Психология в медицинской практике
Психология здоровья как самостоятельная психологическая отрасль возникла в зарубежной психологии в конце 70-х гг. XX в. Она была определена как комплекс специфических психологических мер, нацеленных на профилактику отдельных заболеваний, ...