Способности и возраст

Способности и возраст » Способности и возраст

Страница 2

Необходимость включения в специфически человеческие виды деятельности с раннего детства вынуждает родителей заботиться о развитии нужных для их детей способностей, и впоследствии, когда дети сами становятся взрослыми, создает у них необходимость в самостоятельном приобретении необходимых способностей. Развитию нужных способностей у детей также способствуют окружающие ребенка взрослые люди, которые в большинстве своем уже обладают необходимыми способностями и средствами обучения (в виде готовых предметов духовной и материальной культуры, которыми ребенку надо научиться пользоваться). В свою очередь дети с наибольшей готовностью принимают соответствующие учебные и воспитательные действия и быстро усваивают их благодаря гибкости пластичного к учебной деятельности мозга. Под влиянием всего этого необходимые для развития человеческих способностей задатки складываются у ребенка довольно рано (примерно к трем годам), тем самым обеспечивая впоследствии уже не природное, а социальное развитие ребенка, включая такие способности, аналога которым нет даже у животных.

Так у детей 8-9 лет обращают на себя внимание повышенная готовность усваивать, доверчивое подчинение авторитету, вера в истинность всего, чему учат; эти особенности представляют собой подлинный залог обучаемости и воспитуемости в младшем школьном возрасте. Для подростков 12-13 лет характерны опережающая развитие других сторон личности потребность в деятельности, подъем энергии и широта склонностей. В годы наступления ранней юности очень заметны работа анализирующей мысли, склонность к рассуждениям и особая эмоциональность; для подростков 15-16 лет характерны также тяготение к значительным жизненным целям, склонность к саморегуляции и самовоспитанию.

Наблюдавшиеся жизненные факты подтверждали ту точку зрения, согласно которой «внешние и внутренние противоречия», способы преодоления возникающих противоречий играют исключительно важную роль в ходе «возрастного развития» (А. Валлон, А.В. Веденов).

Важно заметить, что периоды особой повышенной готовности к овладению специальными видами деятельности рано или поздно заканчиваются. Если какая-либо функция не получила должного развития в благоприятный период, то в дальнейшем её развитие оказывается чрезвычайно затруднено, а иногда и вовсе невозможно. Одним из условий, позволяющих реализовать задатки, являются особенности семейного воспитания. Вероятность обнаружения у детей каких-либо способностей более высока, когда родители проявляют заботу о развитии способностей своих детей, чем когда дети предоставлены сами себе.

Для развития способностей ребенка важны все этапы становления его как личности. И нельзя надеяться на то, что, став, старше ребенок сможет наверстать все упущенное.

По мере взросления ребенка происходит качественно новое и в некоторых отношениях одностороннее усиление возможностей развития. Такой переход от возраста к возрасту означает не только рост, обогащение психических свойств, но и их качественное преобразование - возможно затухание, прекращение действия одних способностей и возникновения новых. Все вместе ведет к общему подъему уровня развития.

Возрастные особенности как бы подготавливают и временно сохраняют благоприятные условия для успешного становления тех или иных сторон умственных способностей. Возрастные особенности, можно сказать, выступают как составная часть самих детских особенностей.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Социально-психологический климат в коллективе
Социально–психологический климат представляет собой специфическое явление, которое слагается из особенностей восприятия человека человеком, взаимно испытываемых чувств, оценок и мнений, готовности к реагированию определенным образом на сл ...

Психотерапия в рамках трансперсональной психологии
Трансперсональная психология на сегодняшний день представляет собой одно из направлений психологии, в рамках которого в определенной степени происходит развитие и качественное преобразование идей и концепций многих школ: психоанализа, гум ...

Проблема успешного обучения детей подросткового возраста
Одной из наиболее актуальных задач современной общеобразовательной школы является повышение качества обучения. Но для того, чтобы говорить о качестве обучения в какой-то конкретной школе, необходимо иметь критерии, позволяющие судить о ка ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта