Воля— фактор сознательного напряжения всех физических и духовных сил, направленных на достижение лучшего спортивного результата (например, в процессе финиширования). В основе этого лежит не только желание, но и мотив долженствования и глубокое понимание спортсменом необходимости преодоления самого себя ради достижения цели, ради великих переживаний, таких, например, как чувства победителя на пьедестале почета.
Эмоциональные и волевые состояния, являясь принципиально различными механизмами, в конечном счете приводят к одному и тому же результату — скачку в проявлении функций организма. Возникающее перед тренировкой или соревнованием и в ходе их состояние — это состояние сложного взаимодействия двух видов психического напряжения: эмоционального (автоматического) и волевого (произвольного).
Структурной единицей первого является переживание, второго — волевое усилие. При этом их сложное взаимодействие таково, что каждое из них проявляется не только в деятельности: само по себе или совместно, но и взаимно, друг в друге. Переживание и волевое усилие могут выступать как единство и борьба противоположностей. Нередко возникшее переживание достаточно успешно стимулирует спортсмена, сводя к минимуму необходимость включения волевого усилия; в то же время любое волевое усилие в своей основе имеет эмоциональное начало.
Предсоревновательное эмоциональное напряжение может регулироваться, оптимизироваться целенаправленным волевым усилием в том случае, когда слепой механизм эмоций включается слишком рано и с силой, грозящей истощением нервной системы еще до начала соревнований. Экстраординарное эмоционально-волевое состояние, определяющее пики достижений, всегда уникально. Его своеобразие и неповторимость определяются не только количественными и качественными характеристиками структурных единиц, но и системой их взаимодействия и консолидации в процессе формирования эмоционально-волевых состояний
Формирование состояния психической готовности к соревнованию требует специальной организации психической деятельности спортсменов, проявляющейся в определенном соотношении эмоциональных, волевых и познавательных процессов. Это состояние характеризуется: оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, четким планом предстоящих тактических действий в соревновании, построенным с учетом сильных и слабых сторон в подготовленности конкретного противника, уверенностью в своих силах и возможностях партнеров, активным стремлением к победе в предстоящем соревновании, способностью управлять своими эмоциями в изменчивых условиях предсоревновательной ситуации. Необходимым условием состояния психической готовности спортсмена к соревнованию является определенная степень тренированности спортсмена, обеспечивающая высокий функциональный уровень протекания нервных и психических процессов.
Информация по теме:
Основные техники рационально-эмотивной терапии
Некоторые когнитивные психотерапевты, например, Поль Дюбуа и Альфред Адлер использовали в своей работе почти исключительно интеллектуальные техники – такие, как убеждение и обучение. Другие когнитивисты, к примеру, Джордж Келли, работали ...
Менталитет и ментальность
Категории «менталитет» и «ментальность» так часто употребляются как взаимозаменяемые, что в последнее время наблюдается тенденция к их конкретизации. Рассмотрим лишь некоторые точки зрения, представляющие разные отрасли научного знания.
...
Понятие "школьной зрелости". Готовность к
школе
В последнее время дошкольное обучение характеризует исключительно интеллектуалистический подход. Ребенка учат читать, писать, считать. Однако можно уметь все это делать, но не быть готовым к школьному обучению. Готовность определяется тем ...