Гармоничные отношения с родителями и другими взрослыми людьми как один из факторов нормального развития личности подростка

Психология » Особенности взаимоотношений подростков со взрослыми » Гармоничные отношения с родителями и другими взрослыми людьми как один из факторов нормального развития личности подростка

Страница 1

Хорошо известен тот факт, что ведущую роль в подростковом возрасте играют отношения со сверстниками. В этом проявляются глубинные потребности подростка в развертывании социально-нравственных связей. В общении с ровесниками у подростков формируется не только первая, более серьезное, по сравнению с ранними вековыми связями, общество, где они получают поддержку и могут достичь самовыражения, но и решается четкое задание: получить в обществе признание своей социальной значимости. За внешней картиной доминирование взаимоотношений со сверстниками кроется глубоко скрытая психологическая ориентация на совсем другие отношения - направление на взрослое общество, его отношения, попытка их усвоить.

Попытки интегрироваться в общество проявляются в различных подростков по-разному: от индиферентности к активности и обостренно напряжение. Обычно современные подростки ориентируются в социальных контактах на взрослую сообщество, отношения внутри нее. В сознании подростков доминируют не школа, обучение, не отдых, а общество и общество, их проблемы. Изучение социально-психологических особенностей социализации подростков свидетельствует, с одной стороны, об их мотивационную готовность к усвоение норм и ценностей общества, с другой - о маргинальность подрастающего поколения, недостаточную самореализацию, частичное занижение потенциала подростка как самой личностью, так и обществом[8].

Потребность подростка достичь одного уровня с обществом обусловливает изменение его отношения к своего окружения. Однако между этой потребностью и ее реализацией лежит грань, которая определяется социально закрепленными позициями детства и взрослого мира, образуется «зона отчуждения», которая проявляется в агрессивности и страховые подростков и раздражении и тревоге взрослых. Можно назвать внешние и внутренние причины, которые побуждают появление этой «зоны»[9].

Внутренние причины связаны с особенностями психического развития подростков и взрослых, а внешние - с особенностями их взаимодействия. Для современного подростка типичны недовольство отношением к ним взрослых и углубление кризиса самооценки. При этом четко проявляется неприятие оценок взрослых независимо от их правоты. Итак, намечается тенденция к углублению и усиления потребности в самоутверждения и самокритичности. И то, и другое направлено на одно - выход в общество, получение его признания. А общество (имеются в виду прежде всего взрослые) не готово пока найти приемлемые формы этого признания.

Чем хуже с отношения подростка с взрослыми, тем чаще он обращается к сверстникам, тем больше от них зависит. В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Связь с родителями, столь эмоциональная в детском возрасте, становится не столь непосредственной. Подросток теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои тайны, дела, планы он доверяет уже не родителям, а обретенным друзьям. При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу со своими сверстниками, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друзей. Обсуждение родителями личности друзей в любой форме, даже в форме похвалы, воспринимается подростками как покушение на его право выбора и его свободу.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Психологические причины различных заболеваний пожилых людей
Врачи всего мира знают, что большую часть успеха любого лечения определяет отношение больного человека к тому, что с ним происходит. Это относится к множеству болезней, которые дают о себе знать в пожилом возрасте. Инфаркт чаще поражает ...

Определение основных понятий, входящих в проблему
В психологии существует множество объяснений агрессивного поведения. Так, психоанализ, в лице 3. Фрейда видит в нем проявление Эдипова комплекса, результат подавления инстинктивных либидозных стремлений в раннем детстве; необихевиоризм сч ...

Методы изучения общения
Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Методы изучения межличностного общени ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта