Способности и возраст

Способности и возраст » Способности и возраст

Страница 1

Для многих человеческих способностей развитие начинается с рождением человека, и, если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращаются до конца жизни.

В процессе развития способностей можно выделить ряд этапов. Все процессы на этих этапах могут протекать параллельно, в той или иной степени влияя друг на друга и накладываясь. Можно выделить следующие процессы: подготовка анатомо-физиологической основы будущих способностей; становление задатков небиологического плана; достижение соответствующего уровня нужной способности.

Каждый человек в своем развитии испытывает периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, освоению того или иного вида деятельности. Существует понятие «возрастной чувствительности», т.е. особой повышенной отзывчивости на окружающее, которая по-своему характеризует каждый возраст. Неоднородность этой возрастной чувствительности, изменения её уровня означает, что каждый период жизни имеет свои специфические внутренние условия для развития и что с возрастом эту чувствительность не только увеличивается, но и ограничивается, а некоторые особенности пройденных возрастных периодов и вовсе утрачиваются.

Многочисленные жизненные факты указывают на то, что в отдельные периоды детства возникают повышенные возможности для развития психики в тех или иных направлениях, имеющие временный, преходящий характер. Известно, например, что у ребенка в возрасте двух-трех лет наблюдается повышенная восприимчивость к усвоению языка, на котором происходит общение ребенка с окружающими. Эта особая расположенность к языку, выполнив свою жизненную функцию, сделав возможным быстрое овладение формами языка и мышления, затем резко идет на убыль. В пять-семь лет ребенок наиболее готов к овладению чтением. В дошкольные и ранние школьные годы заметна особая острота, яркость образных впечатлений, богатство воображения, которое в частности проявляется в различных творческих играх. К дошкольному детству относится созревание необходимых органических структур и формирование на их основе нужных функциональных органов. Происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органов движения (прежде всего рук). Все это создает благоприятные условия для начала формирования у ребенка общих способностей, некоторый уровень которых является предпосылкой для последующего развития специальных способностей. Их развитие продолжается в школе, в особенности в младших и средних классах. Дети увлеченно играют в ролевые игры и обнаруживают у себя способность к перевоплощению и вживанию в роль. Это существенно помогает развитию специальных способностей: многих двигательных, организаторских, конструкторских, художественно- изобразительных и иных творческих способностей. Особое значение для формирования специальных способностей у детей имеют занятия различными видами творческих игр, которые заставляют ребенка создавать что-то новое, открывать для себя новые знания, обнаруживать в самом себе новые возможности.

Важно, чтобы деятельность, которую выполняет ребенок, была на пределе его возможностей, тогда она ведет к развитию его способностей, реализуя то, что Л.С. Выготский назвал зоной ближайшего развития. Если деятельность слишком проста для ребенка, то осуществляется реализация только уже имеющихся у ребенка способностей, а если же слишком сложна, то ребенок не может её выполнить и, следовательно, она не приведет к формированию новых умений и навыков.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Представления о креативности
Понятие креативности (от лат. creatio - создание, сотворение), являясь аналогом понятия "творческие способности", неразрывно связано с творчеством, творческой деятельностью, порождающей нечто качественно новое (либо для творца, ...

Проблемы возрастной периодизации психического развития
Современная отечественная психологическая наука решает проблему развития психики, считая человека существом биосоциальным, рассматривая действия двух факторов в единстве, исходя из материалистического понимания психики как свойства мозга, ...

Значение воли
Личностный и профессиональный рост всегда связан с волевой деятельностью. Поэтому если человек хочет состояться как профессионал в каком-либо деле, он должен обязательно позаботиться о развитии у себя не только профессиональных способност ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта