Структура личности - основные части личности и способы взаимодействия между ними. Структура личности - то, из чего (из каких элементов) и как построена личность.
В самых разных моделях, за самыми разными описаниями структуры личности можно встретить одни и те же элементы, как элементарные, так и составные. К самым элементарным, далее (относительно) неразложимым, скорее всего можно отнести:
· восприятия,
· желания, влечения, состояния
· опыт и способности: умения, навыки, привычки
Впечатления, интересы, чувства, эмоции, мотивы и ценности, по видимому, являются составными элементами: составленными (по разному) из восприятий, верований, влечений, состояний и привычек. Знания составлены из многих восприятий и впечатлений работой ума и привычки. Убеждения и верования - составлены из знаний, чувств и привычки. [7]
Структуру личности для разных задач и в связи с разными представлениями о природе человека описывают разными понятиями, моделями и метафорами. Наиболее распространенные описания - это
· Дом души.
· Направленность личности и личностный инструментарий.
· Ид, Эго, Супер-эго.
· Я сознательное, живое бессознательное, привычки.
· Личностные семена,
· Личностный стержень,
· Личность и защитный панцирь.
· Ум - душа - тело
· Экосистема. Одной из удобных моделей описания природы личности представлена в представлении о личности как экосистеме.
· Ядро и Периферия личности
Пытаясь определить необходимое и достаточное число подструктур, в которые могут быть включены все известные свойства личности, ученые, перепробовав многочисленные варианты, выделили четыре. Одним из критериев отличия подструктур друг от друга является отношение биологического и социального — не их доля, а значение для данной подструктуры. Человек — социальное существо, поэтому рассмотрение структуры личности начинается с подструктур, в которых более важна социальная сторона, а в конце — более биологически обусловленные части личности.
1-я подструктура называется направленностью личности. Сюда входят: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрения, убеждения. Элементы (черты) личности, входящие в эту подструктуру не имеют врожденных задатков, а полностью социально обусловлены и формируются путем воспитания. Наиболее активной и устойчивой формой направленности являются убеждения. Совокупность их составляет мировоззрение человека, которое может быть пассивным — просто имеется в наличии. Но в подструктуру направленности входит и воля — она то и может придавать убеждениям активный характер, способствуя их воплощению в жизнь.
2-я подструктура называется опытом. Она объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в обществе путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически, и даже генетически обусловленных свойств человека. Не все входящие сюда свойства можно рассматривать как свойства личности. Только начинающийся формироваться навык или однократное действие еще не свойство личности. Но типичные для данного индивида проявления, так же как и закрепленные знания, навык и тем более умение и привычка — уже бесспорно свойство личности. Опыт также может быть пассивным «мертвым грузом». Но благодаря отдельным волевым навыкам он может стать активным, когда знания и умения не просто «знаемые», но и используемые.
3-я подструктура объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов (функций): памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. Ведь у всех нас разная память, эмоции, восприятие и т.д. Эти индивидуальные особенности, закрепляясь, становятся чертами личности. У кого-то — «тонкое восприятие искусства», у другого — «дырявая» память, у третьего — «шквал эмоций из-за пустяка». Все составляющие этой подструктуры формируются путем упражнения, то есть частоты и способа использования данной функции. Так как эмоции и ощущения свойственны и животным, то можно говорить, что в личностных чертах 3-й подструктуры биологический компонент начинает преобладать над социальным.
4-я подструктура объединяет свойства темперамента или типологические свойства личности (как принадлежащей к какому-то типу). Они почти полностью зависят от физиологических свойств мозга: скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п Сюда же относятся половые и возрастные свойства, а также особенности личности, вызванные какой-то патологией (болезнью). Эти биологически обусловленные черты с трудом поддаются изменениям, но иногда возможно формирование (а точнее, «переделывание») нужной черты путем тренировки. Зато большую, чем в предыдущих подструктурах, роль здесь играет компенсация — возможность заменить недостаточную или «выбывшую из строя» функцию какой-то другой. Например, после просмотра перед сном зажигательного боевика, ваша нервная система перевозбудилась, и вам никак не удается заснуть. Тогда вы можете «обмануть» ее разными уловками: «считать баранов», представлять себя на жарком пляже, лечь в любимую «засыпательную» позу, съесть что-нибудь и т.д. Активность подструктуры темперамента определяется силой нервных процессов; если у вас слабость нервных процессов, то у вас будет «слабый» тип нервной системы и тип темперамента с более пассивным поведением. [8]
Информация по теме:
Теория функциональной организации познавательных процессов
Интеллект, согласно Б. Величковскому [21], может быть описан как иерархия (точнее, гетерархия) познавательных процессов, включающая шесть уровней познавательного отражения.
Так, нижние «этажи» интеллекта имеют отношение к регуляции движе ...
Психологические особенности детей со специальными возможностями
от рождения до семи лет
Развитие ребенка со специальными возможностями, понимается как сложный процесс, при котором дефект возникает в результате нарушения тех или иных функций, необходимых для нормального психического развития.
Тот или иной тип аномального раз ...
Защитные механизмы личности
Постоянное противоборство трех сфер личности в значительной мере смягчается специальными “защитными механизмами”, образовавшимися в результате эволюции человека. В своих трудах З. Фрейд выделял важнейшие неосознаваемые защитные механизмы, ...