не знает. Он открывает это для себя как оригинальное, неповторимое и считает его неизвестным для других.
Творческое воображение протекает как анализ (разложение) и синтез (соединение) накопленных человеком знаний. Элементы, из которых строятся образ, занимают иное место по сравнению с тем, какое они
занимали ранее. В новом сочетаний элементов и возникает новый образ.
В структуре воображения особое место занимает места – вид творческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего.
Мечтает человек о том, что привлекает и доставляет радость, что удовлетворяет сокровенные желания и потребности. О неприятном и безрадостном человек не мечтает.
Мечта может быть реальной и нереальной. В реальной мечте человек отчетливо представляет содержание мечты и пути ее достижения. Реальная мечта – начало прогноза и планирования важных дел, значимых для человека и для общества. Примеров реальной мечты может служить мечта Циолковского К.Э. о полетах в космос, полете человека на Луну.
В нереальной мечте есть содержание, но нет путей ее реализации,
и они не могут быть найдены при данных обстоятельствах. Нереальная мечта рассматривается в двух вариантах;
человек верит в содержание и ему кажется, что мечта сбудется, но он не знает как и когда это произойдет, он переоценивает свои возможности, усилия, прилагаемые для достижения объекта мечтаний, оказываются напрасными. В данном случае ми говорим «о разбитых мечтах».
Человек с самого начала осознает ее таковой, но все-таки отдается во власть мечты. Она компенсирует жизненные неудачи, а иногда становится главным смыслом жизни.
Примером нереальной мечты являются фантазии героя поэмы Гоголя Н.В, «Мертвые души» – Манилова.
Мечтание, фантазирование могут ослаблять внутренне эмоциональное напряжение личности и создавать его. Оно (мечтание) помогает человеку легче перенести свое отступление от цели и в то же время закрепляет в его сознании эту цель. Мечтая, человек стремится к одному – доставить себе удовольствие. Но объективно его мечтание сказывается
на его поведении, восприятии жизненных явлении.
В детском и подростковом возрасте предмет мечтаний бывает настолько нереальным, что его неосуществимость осознают даже сами мечтатели. Это мечты-игры. Ребенок прибегает к таким мечтам ради самоуправления или самоуслаждения. Эти мечты следует отличать от более рациональной их формы – мечты плана.
Говоря о мечтах ребенка, надо их ни принимать в расчет не столько их целевую направленность, сколько проектируемые в них отношения к окружающему.
Например, если ребенок мечтает о том, что он изобретет лекарство, которое избавит людей от всех болезней, – это продуктивная мечта, несмотря не ее наивно-фантастический характер.
Образы воображения, наиболее часто возникающие в сознании ребенка, приобретает побудительную силу за счет предвосхищения определенных
переживаний, т.е. становятся мотивами. Частое сочетание воображаемого объекта с определенными переживаниями, (страхом, горем, унижением, радостью, удовольствием) приводит к тому, что сам образ становится источников переживания, непроизвольно вызывая воспоминания представления о былых переживаниях и чувствах.
Например, если не выучив урока и испытав стыд за унижение у доски, учащийся представляет себе эту ситуацию еще раз, то испытывает те же самые чувства, а при повторений подобной ситуации один только образ доски, учителя, даже ученика, будет иметь тот же результат. Более того, представления усиливают переживания, так как в воображении образ может бить более ярким, чем в действительности.
Но воображение – прекрасная основе для произвольного обучения. Чем ярче будут эмоциональные образы, тем скорее они будут выстукать в качестве собственных мотивов поведения. Представления о самом себе играют немаловажную рожь в процессе становления самосознания личности и таких его подструктур, как уровень притязаний, самооценка, критичность.
Воображение принимает участие в процессах порождения потребностей, стимуляции деятельности и поведения в форме мотивов и их комплексов, целесообразования, формирует «я» человека.
В учебной деятельности учителю физической культуру и тренеру следует учитывать следующее:
– поскольку всякий вторичный образ строится на основе восприятия, то того, насколько умело и правильно было организовано восприятия, зависит, насколько точным и полным будет представление. С возрастом объем восприятия увеличивается, а вслед за этим возрастает и продуктивность образной сферы. Поскольку в единицу времени уже может быть воспринято большее количество объектов или их свойств, то и большее количество будет отражено в сознание в форме образов представлений и воображения. Это позволяет добиваться большей насыщенности урока ФК и тренировки;
– в процессе обучения я тренировок учащимся предстоит усвоить определенное число абстрактных понятий, формированию абстрактно – логических представлений способствуют различные аналогии, которые позволяют добиться необходимой наглядности. Однако нельзя допускать, чтобы в сознании учащихся и тренирующихся аналогия подменяла сущность изучаемого явления или процесса как в примере. Некий ученик утверждал, что строение Земли подобно строению яйца, где скорлупа – литосфера, белок –
Информация по теме:
Ситуация развития в открытом дополнительном образовании
дополнительно образование конфликт
Дополнительное образование сегодня берет на себя наряду с политической и экономической ответственность за будущее. Возможно даже, что будущее Росси и нового поколения россиян начнет строиться не хозяйст ...
Культурный контекст
Каждое общество ценит определённые личностные качества выше других, и дети усваивают эти ценности благодаря социализации. Методы социализации зависят от того, какие именно качества личности ценятся выше, и в разных культурах они могут быт ...
Самоопределение
Самоопределение важный этап саморазвития человека. Под тем как мы понимаем «себя» кроется наш уровень развития.
"Кто я?" Этот вопрос, волновавший человечество, вероятно, еще на заре цивилизации, и сегодня продолжает оставаться ...