Воображение как психический процесс

Психология » Воображение как психический процесс

Страница 3

мантия, желток – ядро. Сформированное у него представление страдает чрезмерной конкретностью и буквальностью в ущерб обобщенности. Задача учителя и тренера состоит в том, чтобы использовать различные средства наглядности, умело их сочетать и комбинировать для того, чтобы формируемые у школьников образы представления и воображения не страдали чрезмерной конкретностью, были в достаточной мере обобщены, но не теряли присущей им наглядности.

– воображение существует в различных формах. Ряд форм активного воображения закономерно сменяют друг друга в процессе развития ребенка. Если свободная фантазия (соображение на вольную тему) почти недоступна дошкольнику (особенно, если ее нужно облечь в форму связного рассказа), то в младшем школьном возрасте она достигает наивысшего расцвета. Затем она постепенно вытесняется различными формами логического мышления, и новый скачок в развитии воображения наступает в конце подросткового – начале юношеского возраста, когда на первый план выступает более или менее реалистические мечтания;

– особую трудность для школьников составляет представление движений или совершение в уме ряда манипуляции с вторичными образами. Учителю и граверу следует учитывать: там, где невозможно заменить представление восприятием идя манипулированием с реальными объектами, необходимо прибегать к их объективации в виде схем, чертежей, рисунков, кино грамм. Одним из важнейших средств объективация детыми своих представлений и образов воображения является речь. Следует учитывать, что пока образ не сформирован или недостаточно отчетлив, попытки вербализовать (с помощью слова) его ведут к его распаду, а при повторном воссоздании этих образов облечение их в словесную форму ведет к повышению устойчивости и в целом положительно влияет на деятельность ученика. Поэтому задачей учителя и тренера является научить ребенка грамотно излагать свои мысли и переживания (но это не означает только овладение специальной технологией). При этой не следует забывать, что уровень развития речи и способность воображать, прямо не связана друг с другом и слабое развитие речи не означает слабости представлений и воображения.

Воображение – важнейшая составляющая часть творческого процесса. Творчество – процесс, существующий

как синтез познавательной, эмоциональной и волевой сфер человеческого сознания.

Полет фантазии в творческом процессе обеспечивается знаниями (добытыми мышлением), подкрепляется способностями и целеустремленностью, сопровождается эмоциональным тоном. И вся эта совокупность психической активности, где воображение выполняет главную роль, может привести к большим открытиям, созданию разнообразных ценностей во всех видах человеческой деятельности. Творчество – высший уровень познания. Творческий процесс можно разделить не 4 этапа:

1-й этап – зарождение идеи, реализация которой осуществляется в творческом акте.

2-й этап – концентрация знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений.

3-й этап – работа над материалом, разложение и соединение, перебор вариантов, озарение.

4-й этап – проверка и доработка.

Виды творчества: научное, литературное, художественное, музыкальное.

Творчество – это концентрация ума, воли, чувств, это напряженный, всепоглощающий труд. В продуктах творческой деятельности выражается личность творца. В созданном остается частица его ума, незримо присутствуют черты характера. Ярким примером, иллюстрирующим роль воображения в научном творчестве, является создание Д.И. Менделеевым периодической таблицы элементов.

Грустные мелодии Шумана выражают меланхолическою натуру композитора. Задорные, жизнерадостные мотивы песен

и музыка к опереттам И. Дунаевского – его веселый, общительный характер. Стихи и поэмы С. Есенина – лиричность и поэтичность чувственной его натуры. Скульптуры Е. Вучетича – как человека сильного, масштабного в мыслях, размашистого в делах.

Воображение играет немаловажную роль в творческой деятельности учителя, как основа антиципирования (предвосхищения будущего). Предвидеть близкое и отдаленное будущее своих действий, предвидеть действия и поведение ребенка в ответ на воспитательные действия, прогнозировать и проектировать развитие учебной деятельности и личности ребенка – во всем атом на воображение ложится немалая нагрузка.

Сложность антиципирования в учебно-воспитательной деятельности заключается в том, что в поведении ребенка нет однозначности, т.е., одна и та же причина не обязательно вызовет одни и те же дела и поступки. Педагог должен быть готов к тому чтобы предвидеть комплекс причин, обуславливающих сиюминутные реакции ученика, а также его поведение в ближайшей будущем.

творческий

Страницы: 1 2 3 

Информация по теме:

Особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста
На протяжении дошкольного детства ребенок вступает в контакты разного рода со взрослыми и сверстниками. В зарубежной психологии выдвигается тезис о компенсаторных, то есть взаимодополняющих отношениях между общением ребенка со взрослым и ...

Особенности российской и американской семьи
Основные особенности российской семьи, следующие (Будинайте, Варга, 2005): 1. Семья, как правило, является не нуклеарной, а трехпоколенной. 2. Материальная и моральная зависимость членов семьи друг от друга очень велика. 3. Наблюдается ...

Проблемы профессионально-нравственной деформации сотрудников уголовно-исправительной системы
Особо актуальным является решение проблем, связанных с профилактикой профессионально-нравственной деформации сотрудника. Часто это понятие связывают со снижением эффективности профессиональной деятельности, изменениями человеческих качест ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта