Воображение как психический процесс

Психология » Воображение как психический процесс

Страница 3

мантия, желток – ядро. Сформированное у него представление страдает чрезмерной конкретностью и буквальностью в ущерб обобщенности. Задача учителя и тренера состоит в том, чтобы использовать различные средства наглядности, умело их сочетать и комбинировать для того, чтобы формируемые у школьников образы представления и воображения не страдали чрезмерной конкретностью, были в достаточной мере обобщены, но не теряли присущей им наглядности.

– воображение существует в различных формах. Ряд форм активного воображения закономерно сменяют друг друга в процессе развития ребенка. Если свободная фантазия (соображение на вольную тему) почти недоступна дошкольнику (особенно, если ее нужно облечь в форму связного рассказа), то в младшем школьном возрасте она достигает наивысшего расцвета. Затем она постепенно вытесняется различными формами логического мышления, и новый скачок в развитии воображения наступает в конце подросткового – начале юношеского возраста, когда на первый план выступает более или менее реалистические мечтания;

– особую трудность для школьников составляет представление движений или совершение в уме ряда манипуляции с вторичными образами. Учителю и граверу следует учитывать: там, где невозможно заменить представление восприятием идя манипулированием с реальными объектами, необходимо прибегать к их объективации в виде схем, чертежей, рисунков, кино грамм. Одним из важнейших средств объективация детыми своих представлений и образов воображения является речь. Следует учитывать, что пока образ не сформирован или недостаточно отчетлив, попытки вербализовать (с помощью слова) его ведут к его распаду, а при повторном воссоздании этих образов облечение их в словесную форму ведет к повышению устойчивости и в целом положительно влияет на деятельность ученика. Поэтому задачей учителя и тренера является научить ребенка грамотно излагать свои мысли и переживания (но это не означает только овладение специальной технологией). При этой не следует забывать, что уровень развития речи и способность воображать, прямо не связана друг с другом и слабое развитие речи не означает слабости представлений и воображения.

Воображение – важнейшая составляющая часть творческого процесса. Творчество – процесс, существующий

как синтез познавательной, эмоциональной и волевой сфер человеческого сознания.

Полет фантазии в творческом процессе обеспечивается знаниями (добытыми мышлением), подкрепляется способностями и целеустремленностью, сопровождается эмоциональным тоном. И вся эта совокупность психической активности, где воображение выполняет главную роль, может привести к большим открытиям, созданию разнообразных ценностей во всех видах человеческой деятельности. Творчество – высший уровень познания. Творческий процесс можно разделить не 4 этапа:

1-й этап – зарождение идеи, реализация которой осуществляется в творческом акте.

2-й этап – концентрация знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений.

3-й этап – работа над материалом, разложение и соединение, перебор вариантов, озарение.

4-й этап – проверка и доработка.

Виды творчества: научное, литературное, художественное, музыкальное.

Творчество – это концентрация ума, воли, чувств, это напряженный, всепоглощающий труд. В продуктах творческой деятельности выражается личность творца. В созданном остается частица его ума, незримо присутствуют черты характера. Ярким примером, иллюстрирующим роль воображения в научном творчестве, является создание Д.И. Менделеевым периодической таблицы элементов.

Грустные мелодии Шумана выражают меланхолическою натуру композитора. Задорные, жизнерадостные мотивы песен

и музыка к опереттам И. Дунаевского – его веселый, общительный характер. Стихи и поэмы С. Есенина – лиричность и поэтичность чувственной его натуры. Скульптуры Е. Вучетича – как человека сильного, масштабного в мыслях, размашистого в делах.

Воображение играет немаловажную роль в творческой деятельности учителя, как основа антиципирования (предвосхищения будущего). Предвидеть близкое и отдаленное будущее своих действий, предвидеть действия и поведение ребенка в ответ на воспитательные действия, прогнозировать и проектировать развитие учебной деятельности и личности ребенка – во всем атом на воображение ложится немалая нагрузка.

Сложность антиципирования в учебно-воспитательной деятельности заключается в том, что в поведении ребенка нет однозначности, т.е., одна и та же причина не обязательно вызовет одни и те же дела и поступки. Педагог должен быть готов к тому чтобы предвидеть комплекс причин, обуславливающих сиюминутные реакции ученика, а также его поведение в ближайшей будущем.

творческий

Страницы: 1 2 3 

Информация по теме:

Виды внутриличностных конфликтов
В большинстве теоретических концепций представлен один или несколько видов внутриличносного конфликта. В психоанализе центральное место занимают конфликты между потребностями личности, а также между потребностями и социальными нормами. В ...

Характеристика метода анализа продуктов деятельности в психологии
психолог этический правило беседа Анализ продуктов деятельности (контент - анализ). В психодиагностике существует еще один способ получения информации о человеке - это количественно-качественный анализ документальных и материальных источ ...

Особенности ценностных ориентаций членов коллективистских и индивидуалистических культур
В конце 80-х гг. по инициативе и под руководством д-ра С. Шварца, профессора факультета психологии Иерусалимского университета, была организована Международная программа сравнительного (кросс-культурного) изучения ценностей [20]. Шварц ут ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта