Эмоциональные особенности супругов и их роль в возникновении конфликтов

Психология » Взаимосвязь способов поведения в конфликте и эмоциональных особенностей супругов » Эмоциональные особенности супругов и их роль в возникновении конфликтов

Страница 3

В межличностном конфликте предметом общения является личность, ее мотивы, поведение, которые подвергаются отрицательному оцениванию. Во всех сферах жизнедеятельности межличностные конфликты более деструктивны по своим последствиям, чем когнитивные, предметно-логические. По-видимому, это обусловлено тем, что в межличностном конфликте задействована такая интегральная характеристика личности, как самооценка, занимающая важное место в структуре «Я».

В качестве наиболее частых социално-психологических оснований межличностных конфликтов между супругами выделяют фрустрацию партнером потребности в равенстве, уважении и самоуважении, эмоциональной близости и эмоциональном приятии, в росте, развитии личности. А. П. Егидес считает, что основным условием, порождающим межличностную напряженность, выступает сходство потребностей при ограниченных возможностях их удовлетворения, а также эгоцентрические установки сторон [5].

А.П. Егидес отмечает в этой связи важность адекватности восприятия причин возникновения конфликтов, личностные особенности участников взаимодействия, умение вести себя в конфликтной ситуации [5].

Исход конфликта как способа разрешения противоречий зависит, по-видимому, и от позиции субъекта в конфликте, его отношения к противоречию. Позиция субъекта в данном случае понимается как его принципиальное решение, от которого зависят эмоциональная окраска переживаний, восприятие личности и действий партнера, поведение в конфликте. Выявление непродуктивных позиций в конфликте как типов неадекватного отношения к противоречиям представляется важным для коррекционной работы, а также с целью выяснения их взаимосвязи с другими компонентами социально-психологической структуры личности и тем самым объяснения формирования этих непродуктивных позиций.

Предпосылкой межличностной напряженности может быть и психологическая несовместимость членов семьи. Удовлетворенность общения и устойчивый взаимный выбор свидетельствуют, как правило, о психологической совместимости субъектов взаимоотношения. Высокая конфликтность отношений, отражающая устойчивую межличностную напряженность, рассматривается некоторыми авторами в качестве критерия несовместимости брачных партнеров по коммуникативным, эмоциональным или личностно-характерологическим качествам [15]. Изучение соотношения личностных свойств супругов наряду с анализом их взаимовосприятия и реального взаимодействия при учете этапа развития семьи позволит уточнить некоторые закономерности динамики эмоциональных отношений в семье.

Результаты социологических и демографических опросов показывают, что несовместимость и несходство характеров – одна из очень частых причин расторжения брака.

Хотя данные исследователей, изучавших мотивы и причины разводов, различны, но в общем подтверждают особую значимость несовместимости характеров и интересов на стабильность брака.

Влияние характера на устойчивость брака с социально-психологической точки зрения — совершенно новое поле исследований.

Обычно в супружеских союзах муж и жена как бы дополняют друг друга по темпераменту, характеру, тонусу, настроению, мироощущению. В этом отношении ошибочна точка зрения о том, что для будущих супругов якобы желательны одинаковые черты характера, привычки, увлечения. В брачной жизни в большинстве случаев более выигрышна ситуация взаимной дополняемости черт и свойств темперамента и характера.

Для супружеской жизни лучше приспособленными оказываются люди, способные допустить возможность любви и ненависти к одному и тому же человеку, так как для каждого человека характерны и положительные, и отрицательные черты, привычки, наклонности, которые соответственно вызывают положительные пли отрицательные чувства у брачного партнера.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Генезис имплицитных теорий
Сформированный на ранних стадиях онтогенеза образ мира представляет собой неразделимо слитый сгусток смыслов, которые постепенно дифференцируются в соответствии с логикой категоризации. В процессе совершенствования восприятия индивид усва ...

Понятие "школьной зрелости". Готовность к школе
В последнее время дошкольное обучение характеризует исключительно интеллектуалистический подход. Ребенка учат читать, писать, считать. Однако можно уметь все это делать, но не быть готовым к школьному обучению. Готовность определяется тем ...

Межполушарные различия в мозговой организации высших психических функций
Межполушарные различия в мозговой организации высших психических функций многократно описаны в клинической и нейропсихологической литературе как различия синдромов и симптомов, связанных с поражением симметричных отделов больших полушарий ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта