Эмоциональная сторона отношений в семье по сравнению с другими социально-психологическими явлениями недостаточно изучена.
Специфической сложностью исследования эмоциональных связей между членами семьи является острота возникающих при этом этических проблем. С данным обстоятельством связаны трудности другого рода — недостаточная разработанность понятийного и методического аппарата для анализа такого круга явлений. Между тем, эмоциональные факторы лежат в основе формирования семьи и на них во многом базируется оценка сложившихся отношений в семье, каковы бы ни были мотивы брака.
Самостоятельных исследований эмоциональных отношений пока мало (да и сам термин «эмоциональные отношения» не является общеупотребительным); эмоциональный компонент межличностных отношений в семье описывается, как правило, лишь в одной сфере — супружеских либо детско-родительских отношений [28]; описания эмоциональной атмосферы семьи в целом и взаимоотношений между ее членами в клинической психологии зачастую не имеют экспериментальной интерпретация.
Возрастание роли субъективного фактора в функционировании современного семейно-брачного института обусловливает усиление интереса к изучению социально-психологического аспекта семейно-брачных отношений как внутри самой социальной психологии, так и в смежных отраслях науки.
В западной социальной психологии выделяются крайние позиции в рассмотрении аффективных связей в семье. В психодинамической ориентации социальной психологии эмоциям и влечениям как иррациональным составляющим психики придается чрезмерное значение, в интеракционизме эмоциональные аспекты взаимодействия людей учитываются лишь формально. В изучении эмоциональных отношений (атракция, эмпатия) большинство западных исследований игнорируют социальный контекст и деятельностные условия проявления этих феноменов, что не позволяет в полной мере использовать полученные ими результаты.
Дальнейшее изучение эмоционального компонента межличностных отношений в семье зависит и от развития фундаментальных исследований в области социальной психологии, и от разработки адекватных методов.
В качестве критериев благополучия отдельно и в комплексе обычно рассматриваются наличие устойчивых супружеских чувств (любовь, симпатия и уважение друг к другу); наличие между супругами взаимопонимания, эмоционального и духовного единства; субъективное ощущение счастья; супружеская совместимость характеров, вкусов, интересов, ценностных ориентации; ролевая согласованность супругов в реализации брачно-семейных функций; физическое и психическое здоровье обоих супругов; удовлетворенность сексуальными отношениями; отсутствие в семье конфликтов и ссор; наличие в семье физически здоровых и психически полноценных детей; устойчивость брака во времени, сохранение отношений даже в трудных условиях; определенный уровень материального благополучия. [1].
Для характеристики взаимоотношений в семье социологи используют термины «супружеская напряженность», «супружеские напряжения», «напряжённость в отношениях между мужем и женой», «семейная напряженность» [4]; «напряжение эмоциональных связей», «эмоциональная напряженность», «эмоциональная нестабильность», «эмоциональный конфликт», «эмоциональные связи»; «психические напряжения», «супружеские конфликты и напряжения» и т. п. Эти термины употребляются при описании преимущественно супружеских конфликтов в аспекте изучения факторов стабильности брак.
В психологии под психической напряженностью понимают психическое состояние, обусловленное предвосхищением неблагоприятного для субъекта развития событий и сопровождающееся ощущением общего дискомфорта, тревоги или страха. Выделяется эмоциональная психическая напряженность, характеризующаяся выраженной отрицательной окраской поведения, ломкой мотивационной структуры деятельности и приводящая к ее дезорганизации [14]. Психическая напряженность связана с переживанием прежде всего отрицательных эмоций.
Информация по теме:
Одаренность
Понятие одаренности не получило общепризнанного определения. Наиболее распространенным является определение немецкого психолога В. Штерна, ведущего психолога в современной трактовке проблемы одаренности:
«Одаренность - это общая способно ...
Возможности развития логического запоминания и успешности обучения у детей
подросткового возраста
К среднему школьному возрасту ведущая деятельность перестает соответствовать задачам школьного обучения. Или наоборот - задачи школьного обучения перестают соответствовать ведущей деятельности подростков - межличностному общению. Это не о ...
Механизмы адаптации
Р.В. Овчарова определяет поведение как «совокупность конкретных, в данный момент протекающих деятельностей» и говорит о том, что поведение может быть названо адаптивным, если « посредством его получен целесообразный, полезный результат» ( ...