Агрессивное поведение детей подросткового возраста: нормально развивающихся и умственно отсталых

Психология » Психологические методы воздействия на проявление агрессивного поведения умственно отсталых детей подросткового возраста » Агрессивное поведение детей подросткового возраста: нормально развивающихся и умственно отсталых

Страница 4

ü Подростки с устойчивым комплексом аномальных, аморальных, примитивных потребностей, имеющие деформацию ценностей и отношений, стремящиеся к потребительскому времяпровождению. Им свойственны эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов, цинизм, озлобленность, грубость, вспыльчивость, дерзость, драчливость. В их поведении преобладает физическая агрессивность.

ü Подростки с деформированными потребностями и ценностями, обладающие более или менее широким кругом интересов, отличающиеся обострённым индивидуализмом, желающие занять привилегированное положение за счёт притеснения слабых и младших. Стремление к применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее.

ü Подростки, у которых конфликт между деформированными и позитивными потребностями, отличаются односторонностью интересов, приспособленчеством, притворством, лживостью. В их поведении преобладают косвенная и вербальная агрессия.

ü Подростки, отмечающиеся слабо деформированными потребностями при отсутствии определённых интересов и весьма ограниченным кругом общения, отличаются безволием, мнительностью, трусливостью и мстительностью. Для них характерно заискивающее поведение перед старшими и более сильными товарищами. В их поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм.

Приведённые классификации агрессивности подростков основываются на комплексе свойств личности, типичных для определённой группы подростков. Анализ причин отклонений в личностном развитии и поведении позволяет конкретнее наметить приёмы воспитательной работы с целью коррекции агрессивного поведения подростков.

Психические нарушения имеют определенные этапы развития, проходя через которые, они достигают наибольшей степени выраженности. Любые патологические синдромы включают начальные проявления, развернутую стадию, этап завершения и период остаточных симптомов. Во время подросткового кризиса скорость этого болезненного цикла увеличивается, в результате чего какой-то из этапов может быть очень коротким, либо может не обнаруживаться вообще. Поэтому часто агрессивное поведение подростка является для его близких, знакомых и сверстников совершенно неожиданным, не объяснимым [19].

Формы нарушенного поведения учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений в основном такие же, как у учеников массовых школ. В.В. Ковалев, А.Е. Личко и другие авторы [24] называют среди них такие, как побеги из дома, из школы, отказы от учебы, нарушения школьной дисциплины и правил поведения в общественных местах, воровство, злоупотребление алкоголем, наркомания, суицидное поведение, сексуальные отклонения и другие нарушения. Нередко ученики вспомогательных школ совершают преступные действия, в том числе и групповые [25]. Все это служит доказательством проявления в их поведении такого качества, как повышенная агрессивность.

Стоит отметить, что проявление агрессивного поведения у подростков с нормальным интеллектом и у подростков с умственной отсталостью внешне сходны и однообразны. Генезис же этих проявлений у подростков с умственной отсталостью имеет свои особенности, которые определяются внешними факторами (семья, школа, отношения со сверстниками) и внутренними, то есть особенностями психики (недостаточность интеллекта, отсутствие или слабость борьбы мотивов, инертность психических процессов, внушаемость, аффекты, влечения, инстинкты и другие), характером поражения коры головного мозга и его нейродинамики. В цепочке взаимодействующих внешних факторов, приводящих к нарушенным поведенческим реакциям, большое значение имеет эмоционально-волевой аспект [42].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по теме:

Подход К.Томаса к изучению конфликтных явлений
В своем подходе к изучению конфликтных явления К. Томас делал акцент на изменение традиционного тогда отношения к подобным ситуациям, заключавшееся в создании некоего бесконфликтного пространства, а не в умелом управлении ими, поскольку н ...

Развитие креативности у старших школьников в воспитательно-образовательном процессе
В настоящее время только очень ленивый или невероятно далекий от школы человек не ругает современное школьное образование за его чрезвычайную оторванность от жизни, скуку, царящую на уроках,, авторитаризм, игнорирование личности ученика и ...

Специфика агрессивного поведения
Агрессия принимает самые разнообразные формы. По формальным характеристикам в психологии выделяют следующие формы агрессивных действий: (1) Негативные – позитивные (деструктивные - конструктивные); (2) Явные – латентные (внешне наблюдае ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта