ü Подростки с устойчивым комплексом аномальных, аморальных, примитивных потребностей, имеющие деформацию ценностей и отношений, стремящиеся к потребительскому времяпровождению. Им свойственны эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов, цинизм, озлобленность, грубость, вспыльчивость, дерзость, драчливость. В их поведении преобладает физическая агрессивность.
ü Подростки с деформированными потребностями и ценностями, обладающие более или менее широким кругом интересов, отличающиеся обострённым индивидуализмом, желающие занять привилегированное положение за счёт притеснения слабых и младших. Стремление к применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее.
ü Подростки, у которых конфликт между деформированными и позитивными потребностями, отличаются односторонностью интересов, приспособленчеством, притворством, лживостью. В их поведении преобладают косвенная и вербальная агрессия.
ü Подростки, отмечающиеся слабо деформированными потребностями при отсутствии определённых интересов и весьма ограниченным кругом общения, отличаются безволием, мнительностью, трусливостью и мстительностью. Для них характерно заискивающее поведение перед старшими и более сильными товарищами. В их поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм.
Приведённые классификации агрессивности подростков основываются на комплексе свойств личности, типичных для определённой группы подростков. Анализ причин отклонений в личностном развитии и поведении позволяет конкретнее наметить приёмы воспитательной работы с целью коррекции агрессивного поведения подростков.
Психические нарушения имеют определенные этапы развития, проходя через которые, они достигают наибольшей степени выраженности. Любые патологические синдромы включают начальные проявления, развернутую стадию, этап завершения и период остаточных симптомов. Во время подросткового кризиса скорость этого болезненного цикла увеличивается, в результате чего какой-то из этапов может быть очень коротким, либо может не обнаруживаться вообще. Поэтому часто агрессивное поведение подростка является для его близких, знакомых и сверстников совершенно неожиданным, не объяснимым [19].
Формы нарушенного поведения учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений в основном такие же, как у учеников массовых школ. В.В. Ковалев, А.Е. Личко и другие авторы [24] называют среди них такие, как побеги из дома, из школы, отказы от учебы, нарушения школьной дисциплины и правил поведения в общественных местах, воровство, злоупотребление алкоголем, наркомания, суицидное поведение, сексуальные отклонения и другие нарушения. Нередко ученики вспомогательных школ совершают преступные действия, в том числе и групповые [25]. Все это служит доказательством проявления в их поведении такого качества, как повышенная агрессивность.
Стоит отметить, что проявление агрессивного поведения у подростков с нормальным интеллектом и у подростков с умственной отсталостью внешне сходны и однообразны. Генезис же этих проявлений у подростков с умственной отсталостью имеет свои особенности, которые определяются внешними факторами (семья, школа, отношения со сверстниками) и внутренними, то есть особенностями психики (недостаточность интеллекта, отсутствие или слабость борьбы мотивов, инертность психических процессов, внушаемость, аффекты, влечения, инстинкты и другие), характером поражения коры головного мозга и его нейродинамики. В цепочке взаимодействующих внешних факторов, приводящих к нарушенным поведенческим реакциям, большое значение имеет эмоционально-волевой аспект [42].
Информация по теме:
Особенности организации социальной работы с осужденными из неполных семей и
сирот в воспитательной колонии
Профилактика в педагогике рассматривается как особый вид социально-педагогической деятельности по предупреждению проблем в развитии и социальном становлении ребёнка. В зависимости от причин, нарушающих развитие ребёнка, выделяют несколько ...
Зависимость родительских представлений о воспитании от принадлежности к
коллективистскому или индивидуалистическому типу культуры
Родительские представления о воспитании, установки и методы воспитания детей зависят от тех традиций, ценностей, норм и ожиданий, которые свойственны социальной, культурной, национальной и религиозной среде, к которой принадлежит та или и ...
Проблемы возрастной периодизации психического развития
Современная отечественная психологическая наука решает проблему развития психики, считая человека существом биосоциальным, рассматривая действия двух факторов в единстве, исходя из материалистического понимания психики как свойства мозга, ...