Одной из тем современной психологии, имеющий богатый теоретический и эмпирический материал, но находящейся тем не менее в стадии разработки, является тема «сознания», его структура, механизмы и логика развития.
Наша работа не связана с теоретической разработкой структуры сознания, мы будет использовать уже сложившийся в науке категориальный аппарат в рамках решаемой нами задачи.
В философско-психологической науке понятие «сознание» определяется как форма человеческого бытия в отличие от естественного бытия животного. Функционирование сознания обеспечивает человеку возможность вырабатывать обобщенные знания о связях, отношениях, закономерностях объективного мира, ставить цели и разрабатывать планы, предваряющие его деятельность в природной и социальной среде, регулировать и контролировать эмоциональные, рациональные и предметно-практические отношения с действительностью, определять ценностные ориентиры своего бытия и творчески преобразовывать условия своего существования. «Именно сознание составляет специфическое отличие человека, определяет его уникальное положение в мире, конституирует его особый онтологический статус, способ его бытия. Человеческое бытие – это осознанное бытие».
Сознание есть осознанное бытие, оно обнаруживается в системе социальных связей и отношений, в которые втягивается и в которых действует человек, помимо этого, социальна сфера влияет на формирование сознания, на становление личности человека. Если обратиться к природе сознания, мы должны констатировать, что «сознание свое содержание черпает из социального бытия, точнее, социальное бытие представлено, «отпечатано» в сознании человека» [там же]. Философы, определяя, категорию сознания, непременно обращаются к категории бытия, потому что вне его сознание не имеет смысла, оно не существует само для себя, но только для бытия и в нем.
Рождаясь, человек еще не является личностью, он становится ею в процессе своей жизни. Например, А.В.Толстых предлагает следующее понимание личности – это «исторически ограниченная форма бытия человека, фиксирующая взаимопереходы родовых и индивидуальных определений деятельности человека в ходе его самоосуществления как субъекта культурной, общественной и исторической деятельности». [21, с.46]
Автор не определяет личность как нечто константное, но, напротив, подчеркивает ее становление, «взаимопереходы» (индивидуального и культурного), не предполагающие статичности, и второй важный момент, на наш взгляд заключается в том, что личность появляется только в обществе, в культуре, то есть в общении. Понятие личности было введено нами для того, чтобы показать взаимосвязь становления самосознания и личности, развитие и не врожденность сознания у человека. Л.С. Рубинштейн писал, что «самосознание не надстраивается внешне над личностью, а включается в нее; самосознание не имеет поэтому самостоятельного пути развития, отдельного от развития личности, оно включается в этот процесс развития личности как реального субъекта в качестве его момента, стороны, компонента».
То есть сознание имеет свое развитие, которое не происходит само в себе, но связано с развитием личности и теми отношениями, которые складываются у человека с окружающими. Хотим дополнить, что сознание при «встраивании» в процесс развития личности начинает так же определять в некоторой степени направление развития личности (подтверждение этой мысли мы можем найти в практике патопсихологии, где есть примеры нарушения личностного развития вследствие нарушения адекватного «осознания» человеком себя и окружающей действительности).
Информация по теме:
Кризисные периоды в развитии семьи
Семья – древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Ее уникальность состоит в том, что несколько человек самым тесным способом взаимодействуют в течение длительного времени, насчитывающего десятки лет, т. е. на п ...
Цель, задачи и этапы терапевтического процесса
Рационально-эмотивная терапия, согласно Эллису, представляет собой «лечение неразумности здравым смыслом».[21] Несмотря на существование других способов контролирования эмоций — за счет электрических и химических процессов, использования ...
Сложности при передаче содержания
Иногда лгать сложнее, чем говорить правду (например, когда лжецу приходится мгновенно сочинять ответ). Не всем людям это хорошо удается. В результате лживые высказывания могут быть короткими и звучать неубедительно и неправдоподобно. Возм ...