Самооценка как структурная составляющая самосознания

Психология » Отношения в системе взрослость - детство как самооценочный ресурс для подростка » Самооценка как структурная составляющая самосознания

Страница 1

Одной из тем современной психологии, имеющий богатый теоретический и эмпирический материал, но находящейся тем не менее в стадии разработки, является тема «сознания», его структура, механизмы и логика развития.

Наша работа не связана с теоретической разработкой структуры сознания, мы будет использовать уже сложившийся в науке категориальный аппарат в рамках решаемой нами задачи.

В философско-психологической науке понятие «сознание» определяется как форма человеческого бытия в отличие от естественного бытия животного. Функционирование сознания обеспечивает человеку возможность вырабатывать обобщенные знания о связях, отношениях, закономерностях объективного мира, ставить цели и разрабатывать планы, предваряющие его деятельность в природной и социальной среде, регулировать и контролировать эмоциональные, рациональные и предметно-практические отношения с действительностью, определять ценностные ориентиры своего бытия и творчески преобразовывать условия своего существования. «Именно сознание составляет специфическое отличие человека, определяет его уникальное положение в мире, конституирует его особый онтологический статус, способ его бытия. Человеческое бытие – это осознанное бытие».

Сознание есть осознанное бытие, оно обнаруживается в системе социальных связей и отношений, в которые втягивается и в которых действует человек, помимо этого, социальна сфера влияет на формирование сознания, на становление личности человека. Если обратиться к природе сознания, мы должны констатировать, что «сознание свое содержание черпает из социального бытия, точнее, социальное бытие представлено, «отпечатано» в сознании человека» [там же]. Философы, определяя, категорию сознания, непременно обращаются к категории бытия, потому что вне его сознание не имеет смысла, оно не существует само для себя, но только для бытия и в нем.

Рождаясь, человек еще не является личностью, он становится ею в процессе своей жизни. Например, А.В.Толстых предлагает следующее понимание личности – это «исторически ограниченная форма бытия человека, фиксирующая взаимопереходы родовых и индивидуальных определений деятельности человека в ходе его самоосуществления как субъекта культурной, общественной и исторической деятельности». [21, с.46]

Автор не определяет личность как нечто константное, но, напротив, подчеркивает ее становление, «взаимопереходы» (индивидуального и культурного), не предполагающие статичности, и второй важный момент, на наш взгляд заключается в том, что личность появляется только в обществе, в культуре, то есть в общении. Понятие личности было введено нами для того, чтобы показать взаимосвязь становления самосознания и личности, развитие и не врожденность сознания у человека. Л.С. Рубинштейн писал, что «самосознание не надстраивается внешне над личностью, а включается в нее; самосознание не имеет поэтому самостоятельного пути развития, отдельного от развития личности, оно включается в этот процесс развития личности как реального субъекта в качестве его момента, стороны, компонента».

То есть сознание имеет свое развитие, которое не происходит само в себе, но связано с развитием личности и теми отношениями, которые складываются у человека с окружающими. Хотим дополнить, что сознание при «встраивании» в процесс развития личности начинает так же определять в некоторой степени направление развития личности (подтверждение этой мысли мы можем найти в практике патопсихологии, где есть примеры нарушения личностного развития вследствие нарушения адекватного «осознания» человеком себя и окружающей действительности).

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Игровая коррекция страхов
Известно, что игра представляет собой естественный вид творчества детей, в которой моделируется, отражается доступная пониманию ребенка окружающая действительность. В игре происходит реагирование чувств и желаний, постижение нового опыта ...

Развитие восприятия в старшем дошкольном возрасте
недоразвитие речь восприятие дошкольный Исследуя развитие восприятия у детей дошкольного возраста, ученые приходят к выводу о том, что в данном возрасте эта форма чувственного познания действительности имеет ещё более сложные характерист ...

Соотношение агрессивности и мотивации учебной деятельности при переходе из начальной школы в среднюю
Итак, проведенный нами анализ возрастных особенностей младших школьников и младших подростков позволяет сделать некоторые существенные выводы и сформулировать предположения относительно нашей работы. Прежде всего, возрастные изменения инт ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта