Самооценка как структурная составляющая самосознания

Психология » Отношения в системе взрослость - детство как самооценочный ресурс для подростка » Самооценка как структурная составляющая самосознания

Страница 2

В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев пишут о том, что «сознание, понимаемое, как отношение человека к миру, представляет собой один из его уровней - уровень самосознания». Это значит, что сознание, с одной стороны, включает в себя самосознание, но, с другой стороны, не равно ему и не ограничивается им, как полагали некоторые исследователи.

Тем не менее, наша работа сфокусирована именно на исследовании феномена самосознания, как структурной единицы сознания.

Рассмотрим структуру самосознания, предложенную В.И. Слободчиковым и Е.И. Исаевым.

«Самосознание, как осознание себя, как сознание своей самости в зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком, может принимать различные формы и проявляться как самопознание, как самооценка, как самоконтроль, как самопринятие».

Для нас важно выделить и определить понятие самооценки.

Самооценка – это тот компонент, который включает в себя и знание о собственной самости, о своем Я, и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которых определяется эта оценка.

Самооценка это тот механизм самосознания, на основании «работы» которого строится самопринятие, самоуважение, самопонимание человека, его представление о значимости самого себя.

Самооценка позволяет понять, каково представление человека о себе, особенности его Я-концепции, также можно определить, что повлияло на становление самооценки, что, кто были значимыми при ответе человека себе на вопросы: кто я? какой я?

А.В. Петровский говорит о самооценке и механизме её формирования следующее: «Поведение человека во много зависит от тех оценок, которые дают ему другие люди. На основе этих оценок постепенно складывается самооценка личности». Артур Вадимович ещё раз подчеркивает в своей работе, что самооценка, как часть самосознания человека, как все высшие психические функции человека имеет культурные корни и появляется только в процессе отношений со взрослым человеком, несущим собой культуру. Основываясь на таких утверждениях, мы считаем, что тип отношений между взрослым и ребенком влияет на становление самооценки человека, особенно в подростковом возрасте (так как этот возраст во многом направлен именно на то, чтобы подросток понял, увидел, определил, оценил, кем он является).

Обращаясь к вопросу исследования самооценки, мы считаем необходимым отразить в работе понятие «уровень притязаний».

Разработкой этого понятия занималось множество исследователей: Ф. Хоппе. К. Левин, Дж. Френк и т.д.

Большинство из них придерживаются следующей точки зрения: «анализ притязаний позволяет выявить то, как индивид оценивает себя, то есть его самооценку».

Лидия Васильевна Бороздина отмечает тенденцию в психологических работах: «сами термины «самооценка» и «уровень притязаний» иногда употребляются синонимично, а тест на притязания часто рассматривается как прямой самооценочный индикатор, по параметрам которого проводится классификация видов самооценки».

В выборе диагностических методик мы руководствовались следующим аксиоматичным по выражению Л.В. Бороздиной положением: «Использование уровня притязаний для изучения самооценки базируется на предположении о том, что человек регулирует выбор целей оценкой себя по тому свойству, от которого зависит успешность выполнения им задачи в данном виде деятельности».

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Современное определение одаренности
Необходимо отметить авторов, которые занимаются вопросами одаренности и внесли огромный вклад в психологию и педагогику одаренности. В этой связи хочется отметить работы известного психолога, доктора психологических наук Н. Лейтеса (1990) ...

Жизненный путь и научная деятельность С.Л. Рубинштейна
Сергей Леонидович Рубинштейн родился 6 (18) июня 1889 года в Одессе, в семье интеллигентной и высококультурной, не чуждой свободомыслия. В семье было трое сыновей – Сергей, Николай и Григорий, и каждый из них, получив блестящее образовани ...

Рекомендации по профилактике агрессивного поведения умственно отсталых детей подросткового возраста
Важнейшим условием эффективной социализации и предупреждения становления агрессивных форм поведения умственно отсталых подростков является развитие мотивации привязанности, посредством которой ребенок научается желать интереса, внимания и ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта