Самооценка как структурная составляющая самосознания

Психология » Отношения в системе взрослость - детство как самооценочный ресурс для подростка » Самооценка как структурная составляющая самосознания

Страница 2

В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев пишут о том, что «сознание, понимаемое, как отношение человека к миру, представляет собой один из его уровней - уровень самосознания». Это значит, что сознание, с одной стороны, включает в себя самосознание, но, с другой стороны, не равно ему и не ограничивается им, как полагали некоторые исследователи.

Тем не менее, наша работа сфокусирована именно на исследовании феномена самосознания, как структурной единицы сознания.

Рассмотрим структуру самосознания, предложенную В.И. Слободчиковым и Е.И. Исаевым.

«Самосознание, как осознание себя, как сознание своей самости в зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком, может принимать различные формы и проявляться как самопознание, как самооценка, как самоконтроль, как самопринятие».

Для нас важно выделить и определить понятие самооценки.

Самооценка – это тот компонент, который включает в себя и знание о собственной самости, о своем Я, и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которых определяется эта оценка.

Самооценка это тот механизм самосознания, на основании «работы» которого строится самопринятие, самоуважение, самопонимание человека, его представление о значимости самого себя.

Самооценка позволяет понять, каково представление человека о себе, особенности его Я-концепции, также можно определить, что повлияло на становление самооценки, что, кто были значимыми при ответе человека себе на вопросы: кто я? какой я?

А.В. Петровский говорит о самооценке и механизме её формирования следующее: «Поведение человека во много зависит от тех оценок, которые дают ему другие люди. На основе этих оценок постепенно складывается самооценка личности». Артур Вадимович ещё раз подчеркивает в своей работе, что самооценка, как часть самосознания человека, как все высшие психические функции человека имеет культурные корни и появляется только в процессе отношений со взрослым человеком, несущим собой культуру. Основываясь на таких утверждениях, мы считаем, что тип отношений между взрослым и ребенком влияет на становление самооценки человека, особенно в подростковом возрасте (так как этот возраст во многом направлен именно на то, чтобы подросток понял, увидел, определил, оценил, кем он является).

Обращаясь к вопросу исследования самооценки, мы считаем необходимым отразить в работе понятие «уровень притязаний».

Разработкой этого понятия занималось множество исследователей: Ф. Хоппе. К. Левин, Дж. Френк и т.д.

Большинство из них придерживаются следующей точки зрения: «анализ притязаний позволяет выявить то, как индивид оценивает себя, то есть его самооценку».

Лидия Васильевна Бороздина отмечает тенденцию в психологических работах: «сами термины «самооценка» и «уровень притязаний» иногда употребляются синонимично, а тест на притязания часто рассматривается как прямой самооценочный индикатор, по параметрам которого проводится классификация видов самооценки».

В выборе диагностических методик мы руководствовались следующим аксиоматичным по выражению Л.В. Бороздиной положением: «Использование уровня притязаний для изучения самооценки базируется на предположении о том, что человек регулирует выбор целей оценкой себя по тому свойству, от которого зависит успешность выполнения им задачи в данном виде деятельности».

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Значение внимания
Различные параметры внимания: устойчивость, переключаемость, распределение тесно связаны с индивидуальными особенностями нервной системы, способностями человека, опытом работы. Лица с сильной нервной системой обладающие выносливостью нерв ...

Структурно-уровневая теория интеллекта
Целый ряд существенных положений относительно природы интеллектуальных возможностей человека сформулирован в рамках теории интеллекта, разработанной под руководством Б. Ананьева [19]. В качестве исходной выступала идея о том, что интеллек ...

Понятие гендера, его изучение в отечественной и зарубежной психологии
Современная психологическая наука различает понятия пол и гендер (gender). Традиционно первое из них использовалось для обозначения тех анатомофизиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как му ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта