Что касается агрессивного поведения, то установлено, что у учеников вспомогательных школ подросткового возраста причиной его является незрелость волевых актов. Такой важнейший компонент деятельности как борьба мотивов отсутствует или слабо выражен. Регулятором поступков и деятельности являются сиюминутные желания, стремление к немедленному удовлетворению эгоистических потребностей.
Большое значение в проявлении агрессивного поведения имеют и такие внутренние факторы, как степень интеллектуальной недостаточности, психастенический синдром, уровень критичности, воспитанность подростка, темперамент, форма олигофрении. Эти внутренние факторы создают тот неблагоприятный фон, который делает умственно отсталого школьника особенно подверженным воздействию неблагоприятных факторов внешней среды [42].
Особенно ярко агрессивное поведение как проявление неприспособленности ребенка к социальной среде проявляется в возрасте от 11 до 14 лет. Оно выражается в семейных потасовках при решении конфликтов, в избиении физически слабых, неуверенных в себе, лишенных родительской опеки учащихся, и в других случаях.
В более старшем подростковом возрасте агрессивное поведение проявляется, в основном, у юношей. У девушек же оно проявляется значительно реже. Агрессивность у юношей отмечается в следующих ситуациях: при противопоставлении себя детям, взрослым; в конфликтах между отдельными молодежными группами; при регуляции отношений внутри молодежной группы с помощью физической силы.
Агрессивное поведение по отношению к младшим обычно выражается в насмешках над ними, толчках, подзатыльниках, в отбирании личных вещей и денег. Особенно оно может проявляться против детей, не имеющих сильного защитника. В подобных случаях агрессивность является средством насмешливой и снисходительной демонстрации своего возрастного превосходства и физической силы [34].
Агрессивное поведение старших подростков с умственной отсталостью по отношению к взрослым часто имеет целью определение границ дозволенного в поведении и носит демонстративный характер. Оно может проявиться в нарушении тишины, возражениях старшим, стычках на местах наибольшего скопления взрослой публики, порче общественного имущества. При этом подростки внимательно наблюдают за поведением взрослых и немедленно реагируют на него. Значительное обострение обстановки наступает, когда старшие раздраженно требуют "призвать хулиганов к порядку" или боязливо отстраняются от конфликта. Подростку нравится дразнить таких взрослых, причем даже возможное впоследствии наказание он расценивает как несправедливое, так как сам подросток не знал, куда его заведет этот "эксперимент". Поэтому в таких случаях подростки во всем винят взрослых.
Агрессивное поведение некоторых подростков нередко бывает направлено на отдельного взрослого. Чаще это отмечается при криминальном поведении, осуществляемом целой молодежной группой. Непосредственный толчок к нему обычно дают сильные эмоции, которые нередко возникают у подростков на фоне алкогольного опьянения. В таком состоянии у школьников усиливается стремление совершить какое-то необычное, "лихое", "храброе" действие. Выход оно может найти в нападении на физически слабого, престарелого человека, пьяного, на лиц противоположного пола [40].
Информация по теме:
Выводы
1)Доказано влияние на агрессивность и состав поведения социальных факторов. Традиционные представления о связи маскулинности с агрессией претерпевают существенные изменения. Одним из следствий проявившегося «кризиса маскулинности» являетс ...
Понятие одаренности
Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с д ...
Проявление подростковой эмансипации
Вместе с тем, подростковый возраст сам по себе является сложным и многомерным процессом. Это период эмансипации ребенка от родителей, достижение определенного уровня автономии, независимости от них. Он включает в себя эмоциональный и пове ...