Проявление подростковой эмансипации

Психология » Влияние детско-родительских отношений на возникновение личных проблем подростков » Проявление подростковой эмансипации

Страница 1

Вместе с тем, подростковый возраст сам по себе является сложным и многомерным процессом. Это период эмансипации ребенка от родителей, достижение определенного уровня автономии, независимости от них. Он включает в себя эмоциональный и поведенческий аспект [2]. Возникновение личных проблем подростка связаны также с нормативным или ненормативным преодолением трудностей взросления и взаимодействия с родителями в этот период.

· Эмоциональная эмансипация.

В переходном возрасте эмоциональная зависимость от родителей начинает тяготить подростка. У него возникает необходимость создания собственной системы эмоциональных отношений, основанных на взаимопонимании, привязанности и уважении, центром которой является сам подросток, а не его родители. «Отношения с родителями продолжают занимать в этой системе значительное место, но в нее включаются теперь и эмоциональные отношения к другим людям – дружба, любовь» [6, стр. 223]. Степень драматичности перехода к эмоциональной автономии во многом зависит от поведения родителей. Если родители недооценивают и не понимают закономерного характера эмоциональной эмансипации подростка, они чувствуют обиду, обвиняют детей в черствости и неблагодарности, могут сами поощрять излишнюю зависимость детей или сами проявляют таковую к детям. В этом случае подростковый возраст может затянуться. В результате молодые люди могут остаться инфантильными, отдаляя наступление социальной зрелости. Такие молодые люди, зачастую, предпочитают жить с родителями, не вступая в брак или уже даже состоя в нем. При здоровом процессе индивидуализации у подростка формируется представление о себе в системе относительно стабильных социальных связей.

Нормативной является такая эмансипация, при которой у подростка формируется своя система ценностей, нередко отличающаяся от той, которой придерживаются его родители [6, стр. 223]. Семья является одним из мощных факторов формирования ценностной системы подростка. Иерархия ценностных представлений меняется в соответствии с возрастной спецификой, но в целом является общечеловеческой (любовь, дружба, свобода и др.). Однако, нельзя сбрасывать со счетов и влияние внесемейных факторов: нормы и ценности референтных групп, в которые включен подросток, стабильность социально-экономической обстановки и др. При неблагополучных детско-родительских семейных отношениях влияние внесемейных факторов на формирование ценностных представлений подростка усиливается и служит причиной внутрисемейных конфликтов. Проблему различий ценностей разных поколений часто называют проблемой «отцов и детей», т.к. имеется достаточно много значимых различий между подростком и человеком среднего возраста. Например, люди среднего возраста имеют более реалистический, консервативный взгляд на жизнь, а для подростков характерен идеализм и оптимизм. Много различий наблюдается и в выборе средств, которыми можно достичь жизненных целей.

Иногда, особенно в периоды коренных революционных изменений в обществе, драматичность нормативной эмансипации усиливается. Ценностные ориентации родителей и детей в такой период могут приходить в острое противоречие, вплоть до разрыва отношений между ними. Социальные ценности родителей в большинстве своем утрачивают практическое значение и в силу этого не наследуются детьми, поскольку становятся непригодными для социальной жизни.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Стиль поведения в конфликте как фактор формирования социально- психологического климата
Работа с людьми – это одна из самых сложных, трудных и многогранных форм человеческой деятельности. Но порой она совершенно не берется в расчет, и руководители уделяют основное внимание экономическим показателям и технологическим процесса ...

Коррекция импульсивного поведения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством серии релаксационных упражнений
дошкольный задержка психологический импульсивный В психолого-педагогической литературе описаны разные подходы к организации коррекционной работы с импульсивными детьми. Выбор методов коррекции во многом зависит от причин импульсивного по ...

Характер и черты личности
Характер проявляется не только отношением к другим людям, но и к самому себе. Каждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта