Проявление подростковой эмансипации

Психология » Влияние детско-родительских отношений на возникновение личных проблем подростков » Проявление подростковой эмансипации

Страница 2

· Поведенческая эмансипация

«Поведенческая эмансипация – стремление освободиться от контроля со стороны родителей, отстаивание права на принятие собственных решений без внешнего руководства» [6, стр. 226]. В этом возрасте стремление к автономии резко возрастает и подростки настойчиво стремятся к независимости в принятии самостоятельных решений. Это стремление имеет относительный характер. С одной стороны подросток сам решает достаточно широкий круг вопросов: распределение своего времени, выбор друзей, способов досуга, одежды и др., с другой стороны, в более серьезных вопросах (например, в выборе стратегии дальнейшего образования) они подчиняются родителям. Подростки еще не знают, как пользоваться полной свободой и нуждаются в том, чтобы свобода давалась им постепенно [5].

Поведенческая эмансипация подростка в наибольшей степени пугает родителей и служит причиной для конфликтов в семье. По мнению А.А. Реана, личные проблемы подростков, возникающие в сфере поведенческой эмансипации, лежат в следующих «конфликтогенных» областях [6, стр. 227]:

-социальная сфера жизни: выбор друзей и партнеров, проведение свободного времени, планирование будущего, инфантильное поведение;

-внешний вид и манера поведения: вредные привычки (курение, алкоголь, наркотики), сквернословие, лживость, сексуальная жизнь;

-школа: успеваемость, посещаемость, общее отношение к учебе и учителям, поведение в школе;

- поведение в семье: выполнение хозяйственных работ по дому, расходование денег, отношение к личным вещам, одежде, к семейной собственности – жилью, мебели, бытовым приборам, демонстративное поведение по отношению к родителям, ссоры с братьями и сестрами, взаимоотношения с престарелыми родственниками и др.

В этом случае проблема детско-родительских отношений заключается в том, что родителям очень трудно делегировать ответственность за поведение детей самим детям. Действия родителей продиктованы беспокойством за их будущее, но парадокс заключается в том, что, в случае, если их контроль оказывается успешным, подросток может упустить возможность лучше освоить самостоятельный образ жизни.

2.2 Потребность во взаимном общении

Принято считать, что потребность в общении с родителями в подростковом возрасте снижается, уступая место потребности в общении со сверстниками. Однако, здесь следует различать формальное и неформальное общение с родителями. Общение формальное, регламентированное, посвященное вопросам поведения и учебы вызывает у подростков острую неудовлетворенность, а потребность в неформальном общении с родителями очень высока, но удовлетворяется по некоторым данным только на треть, при этом общением с матерью удовлетворены треть подростков, а общением с отцом только одна десятая опрашиваемых [2]. Причиной такого психологического барьера И.С. Кон называет «неумение и нежелание выслушать, понять то, что происходит в сложном юношеском мире», неумение принять подростка как отдельную личность с ее автономной реальностью, уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта.

Отношение к семье в ходе взросления меняется. В процессе социализации группа ровесников в значительной степени замещает родителей - тем самым ослабляются эмоциональные связи внутри семьи. Впрочем, надо отметить, что хотя родители, как центр ориентации и идентификации, отступают в этом возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства подростков родители, и особенно мать, остаются главными, эмоционально близкими лицами. И в большинстве случаев именно к матери подростки склонны обращаться по всем возникающим у них проблемам. Но, если, поговорить с родителями о том, что волнует, подростку не удается, то отношения в семье неминуемо ухудшаются. Они становятся суше, принимают формальный, рутинный характер, замыкая подростка внутри себя или подменяя семейные ценности «ценностями» уличными - ребенок уходит из дома туда, где его готовы выслушать и понять.

Страницы: 1 2 

Информация по теме:

Понятие конфликта. Специфика супружеского конфликта
На уровне житейских представлений слово «конфликт» часто употребляется в одном ряду с такими словами, как «ссора», «разногласие», «непонимание», «напряжение», «размолвка». Толковый словарь русского языка чуть более строг в формулировке да ...

Выводы
Анализ результатов, полученных в ходе проведенного исследования нейропсихологического статуса детей с диагнозом – аутизм, позволяет нам говорить о том, что имеют место определенные особенности протекания высших психических функций и сдела ...

Цель, задачи и этапы терапевтического процесса
Рационально-эмотивная терапия, согласно Эллису, представляет собой «лечение неразумности здравым смыслом».[21] Несмотря на существование других способов контролирования эмоций — за счет электрических и химических процессов, использования ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта